ИА "Ореанда-Новости Заявления президента Франции Эммануэля Макрона о невозможности увеличить поставки вооружений Украине могут быть как тактическим манёвром накануне возможных переговоров между Москвой и Киевом в Стамбуле, так и попыткой выиграть время для восстановления боеспособности украинской армии. Об этом "Ленте.ру" заявил доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Алексей Чихачев.

В интервью телеканалу TF1 Макрон признал, что Франция исчерпала свои запасы вооружений для Украины из-за ограниченного ресурса.

«Мы сделали максимум того, что могли сделать. (...) Мы не можем отдать то, чего у нас нет», — заявил президент Франции.

Он подчеркнул, что Париж передал Киеву даже то вооружение, которое было предназначено другим партнёрам, включая самоходные артиллерийские установки Caesar.

«У нас была модель армии, которая не была рассчитана на интенсивные сухопутные конфликты, и поэтому мы отдали всё, что у нас было», — пояснил Макрон.

Тем не менее, он отметил, что Франция утроила производство вооружений и сосредоточится на поддержке украинского ВПК, включая подготовку и оснащение 155-й бригады ВСУ «Анна Киевская». Макрон заявил, что цель Парижа — избежать прямого вооружённого конфликта с Россией, сохранив при этом поддержку Украины.

Как отмечает Чихачев, подобные заявления могут быть призваны дать дипломатический сигнал перед возможным диалогом с Россией, одновременно предоставляя Украине «месяц форы» на укрепление своих позиций.

«Хотя бы даже месяц форы для европейского военно-промышленного комплекса в нынешних условиях может оказаться большим сроком», — подчеркнул он.

Эксперт также указал на противоречие между инициативой Макрона о 30-дневном прекращении огня и российским подходом к переговорам, основанным на устранении первопричин конфликта.

В то же время французский лидер уклонился от прямого ответа на вопрос о санкционном ультиматуме России, лишь подтвердив готовность к переговорам с Владимиром Путиным и подчеркнув необходимость диалога.

На фоне признаний Парижа Германия также скорректировала свою позицию. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц заявил о намерении вывести обсуждение поставок оружия из публичного пространства, несмотря на общественный интерес.

«При моем руководстве дебаты о поставках оружия, калибров, военных систем и так далее будут выведены из публичного пространства», — заявил Мерц в ходе визита в Киев.

Однако, как напоминает депутат бундестага Зерен Пелльман, это может означать намерение поставить Украине спорные вооружения, такие как ракеты Taurus, «под видом секретности».

12 мая глава МИД ФРГ Йохан Вадефуль заявил о продолжении поставок оружия Украине, несмотря на отсутствие перемирия. Бундестаг рассматривает новый пакет военной помощи на сумму 3 млрд евро.

Представитель Минобороны Германии Михаэль Штемпфле ранее признал, что военные возможности страны достигли «естественного предела», подчеркнув, что укрепление обороны Европы не должно страдать из-за поддержки Киева.

8 мая глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас заявила, что Брюссель выделит 1 млрд евро на поддержку украинского военного производства. При этом в марте ряд стран ЕС — Италия, Франция, Испания и Португалия — отклонили её инициативу на 40 млрд евро. В итоге обсуждается новая схема добровольных взносов, в рамках которой часть стран готова направить 5 млрд евро на закупку крупнокалиберных боеприпасов.