"Если это понятно, дальше можно не читать" ©


Мы уже очень много лет считаем себя самой читающей нацией в мире. Если говорить на чистоту, то мы вообще себя привыкли считать лучшей нацией в худшей стране, но в последние несколько месяцев и в этом противоречии есть определённые подвижки, хоть и не без помощи порой неуместной, весьма навязчивой, а иногда и пошловатой пропаганды.

Люди любят книги. Люди генетически любят ради разнообразия портить своё бренное существование различного рода, драйва и пользы развлечениями, будь то ядопотребление, секс или искусство.  Книга книге рознь, не стоит путать томик Чехова с пособием по гистологии – если в первом случае вы открываете её для извлечения нескольких мгновений удовольствия от самого процесса чтения, то во втором ваша цель понятна, просто и осязаема – информация.

Мы читали, читаем и будем читать, потому что хотим казаться хотя бы себе не гнилыми интеллигентами, способны поддержать аристократический разговор в достойной компании. А ещё потому что это весело. Человек, будучи существом склонным к саморазрушению, никогда не пожалеет времени на развлечение себя любимого, будь то книга или любая иная ирония судьбы.

"Первая декада 21 века довольно явно нам намекает, что прошли времена, когда человек охотился за информацией, жертва и хищник поменялись местами"

Совсем другое дело – это информация. Её стало так много, что мы не можем себе позволить тратить время на её получение. Количество информации, которое пытается донести до нас окружающее пространство настолько велико, что для получение только той, что реально нам полезна и интересна, мы обязаны уметь фильтровать этот поток; и не только rss- и twit-агрегаторами, но и собственным серым веществом.

Первая декада 21 века довольно явно нам намекает, что прошли времена, когда человек охотился за информацией, жертва и хищник поменялись местами. Читатель избалован старичком Гуглом, который на заданный вопрос даёт ответ уже на первой странице поиска. Если ещё пять лет назад для достижения цели – получения нужной информации – мы были обязаны пройтись хоть по нескольким результатам поиска, то сейчас нам откровенно лень нажимать на ссылки. Проще у дедушки Яндекса переспросить.

К текущему моменту вы прочитали примерно 300 слов или около 2000 букв. И с того момента, как разговор перестал касаться саморазрушения и ядопотребления, вы ведь заскучали, правда? Вы уже хотите понять, в чём же посыл этой многосложной литературной меланхолии, и либо молча согласиться, либо мысленно возненавидеть автора за потраченное вами время.

"Если раньше заголовок мог заставить прочитать статью, то сейчас заголовок должен сам сообщить всё то, о чём могла бы быть написана статья"

Меньше слов – больше информации. Звучит несколько абсурдно, но так и есть. Мы живём во времена мемов, инфографики и полностью доступного законными и не только методами фото- и видеоконтента. Если раньше заголовок мог заставить прочитать статью, то сейчас заголовок должен сам сообщить всё то, о чём могла бы быть написана статья.

И можно было бы заговорить о деградации – как ещё объяснить нежелание людей проникать в суть, но самом деле это эволюция человеческого общества. Если раньше для обсуждения перспектив курса рубля, нам нужна была специфическая площадка, то сейчас обязательно найдётся в списке друзей хоть один имеющий аргументированное мнение на этот счёт.

Люди любили обсуждать то, что только что увидели, сидя на форумах с такими фанатами сине-гранатовой религии имени Йохана Круифа. Главный оппонент в спорах о цене за баррель "сибирской лёгкой" был автор только что прочтённой статьи об этом, к концу которой вы были готовы вылить на него парочку таких же баррелей желчи. Сейчас вам искренне плевать на мнение этого писаки, потому что сами можете выработать точку зрения на основе только лишь фактов.

Сейчас для этого достаточно информации. Человек настолько вооружён информацией, что не нуждается в проведении связей между причиной и следствием. И если в конце прошлого века нам внушили, что "информация правит миром", то сейчас миром правят те искренне вежливые люди, кто умеет информацию упаковать в такую упаковку, которую тут же хочется сорвать.  

Алексей Данилов, специально для ИА "Ореанда"