ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 6 марта в российский прокат вышла вторая серия "Нимфоманки" Ларса фон Триера. Полная продолжительность последней на сегодняшний день работы датского кинематографиста - пять часов. Чтобы дать зрителям шанс добраться до финальных титров, продюсеры решили не только выпустить фильм на экраны двумя частями, но ещё и урезать каждую из них минут на 30. Сам фон Триер вроде бы с таким решением не спорил, но в окончательном монтаже картины участия не принимал. Перед широкой аудиторией "Нимфоманка" предстала, конечно, не во всей красе, но оценить общий замысел после второй серии всё-таки можно.

Лента рассказывает о Джо (Шарлотта Генсбур), женщине средних лет, которую мужчина по имени Селигман (Стеллан Скарсгард) подбирает в подворотне в не самом хорошем состоянии. У Джо разбито лицо, она с трудом ходит, её одежда воняет. Селигман приводит женщину в свой дом, поит её чаем и выделяет ей пижамный комплект - она же в ответ рассказывает ему историю своей жизни, постепенно приближаясь к тем событиям, в результате которых она оказалась избитой на улице. Джо концентрирует внимание прежде всего на своих сексуальных переживаниях: дело в том, что она - нимфоманка (термин "сексуальная зависимость" её, как выясняется позже, категорически не устраивает), пишет Лента.Ру.

Фильм состоит из восьми глав, те, в свою очередь, складываются из флэшбэков, перемежающихся фрагментами диалога Селигмана с Джо. В главах, вошедших в первую серию "Нимфоманки", главную героиню играет манекенщица Стэйси Мартин. В самом начале второй части у Джо рождается ребёнок, и после этого она стремительно "превращается" в Генсбур.

"Нимфоманка" - это классический фон Триер, но теперь - класса де люкс: всё то же самое теми же словами, но в больших объёмах, настойчивее и громче. Начинается всё с играющего за кадром трека Rammstein, далее следуют числа Фибоначчи, "Mea vulva, mea maxima vulva", православные иконы, рыбалка, вавилонская блудница и ещё всякое. Один из первых кадров первой серии - плавно покачивающиеся в потоке воды водоросли, ближе к концу второго часа звучит прелюдия фа-минор Баха. Не узнали Тарковского? Не беда, вам объяснят: вот, смотрите, его фамилия в титрах - первой строкой в списке лиц, которых благодарит фон Триер.

Цитаты и отсылки (в том числе и к предыдущим работам фон Триера, причём иногда весьма буквальные) порублены в труху, перемешаны и взболтаны, а затем приправлены кадрами из роликов, позаимствованных с YouTube. Получившаяся однородная масса ровным сероватым слоем размазана по экрану. На самом-то деле только одна из глав "Нимфоманки" чёрно-белая, но при этом кажется, что цвета лишены все восемь.

Все персонажи фон Триера по обыкновению не пытаются быть живыми людьми, они - в чистом виде функции. Джо бросает мужа и ребёнка ради собственного ублажения? Ну и что с того, делов-то. Все, в общем-то, хороши: супругу (в исполнении Шайи Лабефа, который, кстати, в последнее время сам кажется концептуальным проектом фон Триера) не хватает сил, чтобы удовлетворить героиню, и он предлагает ей обратиться за помощью к другим мужчинам. Ребёнок одним своим появлением превратил Мартин в Генсбур. "Забудьте про любовь", - гласит слоган, размещённый на рекламных плакатах "Нимфоманки". Заодно фон Триер предлагает забыть о жалости, сочувствии и много чём ещё.

В этом смысле "Нимфоманка", которая, безусловно, не является порнографией, кажется весьма похожей на порнографические фильмы. У тех, как мы помним, единственная цель - возбудить зрителя (возможно, в данном случае правильнее сказать "потребителя"), помочь ему добраться до оргазма. Ни о каких дополнительных эмоциях речи не идёт. Вот и фон Триер занимается исключительно тем, что щекочет - только не половые органы, а нервы.

Тут надо понимать, что фон Триер издевается не над явлениями, о которых повествует, и не над элементами, из которых собран его фильм. Грубо говоря, объектом насмешек становятся не романтические чувства как таковые, не интерес к групповому сексу, не Rammstein, не Бах и не фильм "Солярис" (можно предположить, что на самом-то деле датчанин любит картину 1972 года больше, чем кто-либо ещё). По задумке автора, достаться должно в первую очередь наивным мечтательным натурам, любителям фуг, поклонникам Тарковского и далее по списку. То есть фактически любому зрителю "Нимфоманки" - или, опять-таки, потребителю.

Только на этот раз фон Триер до цели не дотягивается. Может быть, виной тому убийственный хронометраж. Возможно, применяемые кинематографистом приёмы, которые мало меняются от фильма к фильму, окончательно изжили себя. Может, мы все закалились на прошлых картинах, обросли кожей потолще. Так или иначе, но потребитель выходит из зала после наполненных физиологическими подробностями четырёх часов, и единственное, что ему остаётся сделать - процитировать саму Джо. В финале первой серии "Нимфоманки" героиня теряет возможность получать сексуальное удовлетворение и не без отчаяния сообщает: "Я не чувствую! Я ничего не чувствую!"

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте завтра, 10 марта, в 16.00.