ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Воскресенье – судьбоносный день для Турции. Не исключено, что уже в понедельник эта великая региональная держава обрушится в буре протестов и станет новой Украиной, считают пессимисты. Но и оптимисты не ожидают добрых вестей. В это воскресенье в стране пройдут муниципальные выборы, что, как правило, не вызывает больших страстей. Но не на этот раз. Уже несколько месяцев как Турция стала ареной борьбы двух титанов – премьер-министра Реджепа Эрдогана и живущего в Пенсильвании, США турецкого проповедника Фетхуллы Гюлена, пишет сегодня "Комсомольская правда".

Борьба идёт с помощью компромата. Гюленисты сливают в интернет записи телефонных разговоров и документов, да так, что Сноуден нервно курит в сторонке. Люди Гюлена – а это как миллионы простых последователей, учившихся в созданных им школах, так и небольшое, но хорошо законспирированное подполье в органах власти – беспрерывно разоблачают коррупцию режима Эрдогана. Одним сильным ударом они опубликовали запись телефонного разговора между Эрдоганом и его сыном, в которой сын спрашивал отца, куда спрятать деньги, чтобы при обыске не нашли. На днях они продемонстрировали своё (почти) всемогущество и всеведение, опубликовав запись разговора министра иностранных дел с начальником генштаба и с главой спецслужб по поводу Сирии. Причём сверхсекретный разговор вёлся в сверхсекретной комнате для секретных переговоров – и всё же оказался в сети на Ютюбе. Разгневанный Эрдоган пытается запретить Ютюб и Твиттер, но с такими средствами нелегко справиться. Против Эрдогана выстраивается широкий фронт – светские партии, дезертиры из его партии, кемалисты-республиканцы, молодёжь, попробовавшая в прошлом году столкнуться с властями на турецком майдане в парке Гези. А за ними – мрачная фигура Фетхуллы Гюлена, который – в отличие от Эрдогана – хорошо ладит с США и Израилем.

Заслуги Эрдогана перед Турцией известны всем туркам. Он пришёл к власти демократическим путём более десяти лет назад, получил нищую страну с разорёнными сёлами и городами, с вяло идущей гражданской войной в курдских районах, с про-американски настроенными генералами, готовыми свергнуть власть в любой день. Религия подвергалась гонениям – Турция так и не оправилась от массовых казней духовенства в двадцатые и тридцатые годы.

Постепенно, не сразу, Эрдоган сумел превратить Турцию в процветающее государство. В разы вырос ВВП и доходы населения, либеральную доктрину – главную причину обнищания – заменили более солидарной, разрешили людям ходить в мечети и даже отпускать бороды, что раньше было запрещено под страхом увольнения, а то и вызова на допрос. Короче, Эрдоган создал ту Турцию, которую вы видели, когда летали туда на заслуженный отдых.

Против Эрдогана был генералитет армии, сросшийся с Пентагоном и с Тель-Авивом. Армия на Востоке склонна к захвату власти, как мы видели недавно в Египте. Хитрым путём Эрдогану удалось отстранить генералов от власти, и многих отправить в тюрьму. Он выступил в защиту палестинцев, и не побоялся поссориться с Израилем. Он укрепил связи с Россией. Недаром его называют "турецким Путиным", замечает автор статьи.

Он совершил большую ошибку в отношениях с Сирией – поверил иностранным агентствам новостей, что Башар Асад падёт не сегодня, так завтра, и поддержал его противников – повстанцев. Башар удержался, а Турция ввязалась в дорогую и непопулярную войну. Вторым ударом извне стал для Эрдогана военный переворот в Каире и свержение дружественных ему "Братьев-мусульман". Долгое время Эрдоган ладил с Гюленом, но потом нашла коса на камень. Сейчас Гюлен, мастер заговора и закулисы, плетёт интриги против Эрдогана под знаменем борьбы с коррупцией (звучит знакомо?)

Именно сейчас в период предвыборной борьбы и ссоры с Гюленом Эрдоган поставил свой престиж на получение хороших результатов на муниципальных выборов. Не просто победы, а высокого процента поддержки. Это, видимо, ещё одна ошибка. Партия Эрдогана может победить в Стамбуле, с трудом – в Анкаре, где мэр засиделся, как Лужков. Но больше 50% ей получить трудно. 30-35% более реалистично, и достаточно для победы на выборах – ведь претендентов много.

Если в воскресенье партия Эрдогана получит больше 50%, страна взорвётся в протестах "цветной революции" - победителя обвинят в подтасовках и фальсификации результатов. Если партия получит меньше 35%, будет искушение скинуть её путём уличной революции. Если разница между результатами партии Эрдогана и его противников будет маленькой (скажем, до 3%), его обвинят в фальсификации, как в болотных протестах в Москве. Только не слишком высокий результат с довольно большим отрывом сможет закончиться без крови и беспорядков.

Ведущий русский тюрколог Александр Сотниченко из СПбГУ считает, что неприятие результатов выборов может пустить Турцию вразнос и погубить все плоды последних 10 лет мирного развития. По его мнению, Эрдоган и Гюлен должны договориться, иначе борьба до победного конца приведёт к разорению страны. Но эксперты сомневаются в возможности договориться. Поэтому начиная с воскресенья турки будут, затаив дыхание, ждать результатов выборов и решения оппозиции – признать результаты или начать открытый мятеж. Так или иначе, Турция вступает в зону турбулентности.

Пока позиция Турции устраивала Россию. Между Путиным и Эрдоганом состоялась телефонная беседа. Эрдоган и турецкие власти отнеслись к подвижкам в Крыму без особой озабоченности. Они уверены, что Россия не обидит крымских татар. Так они объяснили свою позицию и крымским татарам – и те прекратили протесты и смирились с присоединением к России. Что будет после выборов – трудно предположить. Если Эрдоган потерпит поражение, то его преемники смогут поднять крымских татар на Россию. Видимо, турки всё ещё не научились проигрывать, не теряя лица, резюмирует издание.

Следующую ВОЕННУЮ СВОДКУ читайте завтра, 31 марта, в 17.00.