ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Первый раунд Женевских переговоров показал, что власть и оппозиция договориться о мире не могут - слишком разные позиции. Противники режима хотят коалиционного правительства и отставки Башара Асада, а сам Асад ждёт от оппозиции согласия на их почётную капитуляцию. Пока что стороны могут договариваться максимум о каких-то рабочих или сиюминутных вопросах - например, по доставке гуманитарных грузов в регионы, которые пока ещё контролирует умеренная оппозиция, а также создание коридоров для вывода беженцев. Так, было достигнуто соглашение по Хомсу - за три дня в осаждённый правительственными войсками город было доставлено продовольствие, кроме того оттуда вывезли около шести сотен мирных жителей, пишет "Эксперт-Онлайн".

При  этом всём очевидно, что позиции Башара Асада на этих переговорах куда сильнее. Да, в последнее время светской оппозиции стало чуть полегче. Радикальные исламисты из группировок "Фронт аль-Нусра" и "Исламское государство Ирака и Леванта" воюют уже и между собой, что вкупе с некоторым увеличением финансирования со стороны Запада позволили частям умеренной оппозиции отбить у исламистов ряд объектов и населённых пунктов. Однако стратегически их позиции остаются крайне уязвимыми. Власти совместно с частями Хезболлы и, по некоторым данным, кадровыми иранскими военными продолжают вытеснять боевиков из занимаемых ими регионов. Учитывая, что западная интервенция крайне маловероятна, у боевиков есть, по сути, единственный шанс на то, что с натяжкой можно назвать победой - включение определённых пунктов в текст итогового пакетного соглашения между Соединёнными Штатами и Ираном. Американцы могут заставить иранцев признать за антиасадовской оппозицией право на определённую долю власти, а также поспособствовать отставке Башара Асада. Для Запада последний пункт является крайне принципиальным. Брюссель и Вашингтон не могут позволить себе проиграть сирийскую войну - они должны её выиграть. При этом определение "победы", как известно, может быть разным. "Отставка Асада" и "создание коалиционного правительства" вполне подойдут.

Проблема в том, что это пакетное соглашение (даже если в него включат соответствующий пункт) будет заключено очень нескоро - вряд ли это произойдёт раньше лета. Так что у правительственных сил есть достаточно времени для того, чтобы решить проблему с оппозицией военным путём, а также переговорами о почётной капитуляции с отдельными лидерами боевиков. И этот вариант будет оптимальным не только для правящего режима Башара Асада, но и для всей Сирии в целом.

Прежде всего, опыт показывает, что в арабских странах Ближнего Востока договариваться о коалиционном правительстве практически нереально. Это правительство будет крайне неэффективным, и в какой-то момент перестанет быть коалиционным - с крайне неприятными последствиями для проигравшей стороны конфликта.

Ещё одной особенностью сирийской ситуации, определяющей неэффективность возможного коалиционного правительства, является и то, что оппозиция и власть за годы гражданской войны потеряли значительную долю самостоятельности в процессе принятия решений. Так, одна часть светской оппозиции зависит от поставок оружия и денег из стран Европейского Союза. Другая её часть ориентируется на Соединённые Штаты (Вашингтон создал на территории Иордании тренировочные лагеря, где занимается обучением и вооружением "своих" отрядов боевиков). Третьи же (как, в общем-то, и часть исламистов) ориентируются на Саудовскую Аравию. Некоторые лидеры боевиков по старой арабской традиции имеют одновременно несколько покровителей. Несвободен в своих решениях и Башар Асад - за время гражданской войны позиции Ирана в сирийской элите усилились настолько, что, по мнению некоторых исследователей, после окончания гражданской войны страна будет управляться не из Дамаска, а из Тегерана. И если в Сирии будет создано коалиционное правительство, то она станет ареной противостояния между всеми игроками ближневосточной шахматной доски.

Таким образом, успешное завершение Женевских переговоров на условиях Запада и сирийской оппозиции будет означать не окончание гражданской войны, а перевод её в "тлеющую" фазу. Что в условиях ожидаемого изменения сил на Ближнем Востоке может быть очень опасным.

Пока же ситуация в Сирии остаётся крайне напряжённой. Из осаждённого города Хомс в понедельник были эвакуированы 450 человек – женщины, дети и мужчины. Однако по завершении гуманитарной операции, как сообщается, 120 мужчин к месту назначения так и не прибыли. В тот же день по меньшей мере 10 мирных граждан стали жертвами воздушного обстрела Млехи, расположенной к юго-востоку от Дамаска.

Представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Луай Сафи призвал режим прекратить насилие: "Совершенно недопустимо, чтобы режим посылал свою делегацию на мирные переговоры, одновременно убивая сирийский народ. Этому нужно положить конец. И мы просим международное сообщество сделать что-нибудь".

В свою очередь, первый заместитель главы МИД Сирии Фейсал Мекдад, который также принимает участие во втором раунде межсирийских консультаций, сообщил журналистам о нападении вооружённых экстремистов на селение Маан под Хамой. По словам Мекдада, жертвами атаки террористов стали 50 человек, в том числе мирные граждане.

Фейсал Мекдад: "Уверяю вас, если мы не будем обсуждать, как остановить эти массовые убийства, у сирийского народа не будет никакого доверия к происходящему здесь процессу".

Конфликт в Сирии, который начался с протестов против режима президента Башара Асада, не прекращается вот уже три года. Жертвами противостояния стали 130 тыс. человек; около 2,5 млн сирийцев превратились в беженцев.

Следующую ВОЕННУЮ СВОДКУ читайте завтра, 12 февраля, в 17.00.