ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  4 октября 2012 года в 17.00 в рамках празднования 55-летия Государственного музея А.С. Пушкина состоится открытие выставки Ивана Макарова (1822-1897) под названием "Знакомцы давние".

Монографическая выставка (межмузейный проект) известного русского живописца приурочен к 200-летию Н.Н. Пушкиной-Ланской (Гончаровой) и 190-летию художника. На выставке 45 портретов из 14 музеев России впервые собраны вместе!

Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Мордовским республиканским музеем им. С.Д. Эрьзи (г. Саранск) и при участии московских, петербургских и региональных музеев, впервые объединила портретные работы известного художника, рисовальщика, автора монументальных росписей на религиозные темы, педагога Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897).

Мастер русской академической живописи второй половины XIX века, Иван Макаров ещё при жизни имел многочисленных почитателей. Современники считали его достойным продолжателем традиций Карла Брюллова, в том числе в области портретного искусства.

Хронологически выставка в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает все периоды творчества художника: от ранних работ 1840-х годов, включая один из первых его автопортретов, до произведений 1880-х годов, таких как скопированный с акварели В.И. Гау портрет Н.Н. Пушкиной - Ланской.

Объединение на выставке двух имён - Ивана Кузьмича Макарова и Натальи Николаевны Пушкиной не случайно. Их знакомство произошло в послепушкинскую эпоху, в 1849 году, когда Наталья Николаевна была уже замужем за генералом П.П. Ланским. У начинающего художника сложились дружеские отношения с семьёй Ланских. В Наталье Николаевне он увидел женщину удивительной красоты и обаяния. Работая в ту пору над портретами её дочерей - Марии и Натальи Пушкиных, Макаров предложил написать и её портрет.

Сегодня этот знаменитый, первый макаровский портрет Натальи Николаевны, вдохновлённый, возможно, пушкинским стихотворением "Мадонна" и созвучный рисунку поэта на рукописи "Медного всадника", хранится в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Его всегда можно увидеть в экспозиции Мемориальной квартиры А.С. Пушкина, в тех самых комнатах, где молодожены Пушкины провели свои первые счастливые месяцы семейной жизни (на время выставки оригинальный портрет временно перемещён на Пречистенку).

В коллекции музея хранится ещё один замечательный макаровский портрет Натальи Николаевны, уже посмертный. Предположительно, он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету работы Г.И. Деньера рубежа 1850-60 годов (фотография была заказана для альбома "Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных"), хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже. Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала её внучка Е.Н. Бибикова: "Она всегда была грустная, одетая в чёрные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своём портрете кисти Макарова". Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. Несмотря на второе, весьма счастливое замужество, Наталья Николаевна искренне скорбила и до конца дней хранила память о первом муже, великом поэте, погибшем на дуэли, защищая её честь…

Интересна история появления портрета в музее. Он был найден в одном из московских художественных салонов под табличкой "Н.х. Портрет неизвестной дамы в чёрном. 2-я пол. XIX в.". Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, почти сразу узнавших знакомый образ…

В собрании Государственного музея А.С. Пушкина находится также портрет старшей внучки поэта Натальи Дубельт - дочери Н.А. Пушкиной и М.Л. Дубельта.


В нынешней выставке участвуют известнейшие музеи России, в том числе Русский, Исторический, Третьяковская галерея, Всероссийский музей А.С. Пушкина (СПб) и др. Портреты дочерей Пушкина - Марии и Натальи, написанные Макаровым в 1849 году по заказу Натальи Николаевны, предоставил на выставку в Москве Всероссийский музей А.С. Пушкина (СПб). А музей Л.Н Толстого обогатил экспозицию поздним портретом старшей дочери Пушкина, написанным Макаровым уже в 1860-х годах, где она уже Мария Александровна Гартунг. Именно такой впервые увидел дочь поэта Л.Н. Толстой и запечатлел её черты в облике своей героини Анны Карениной…

В целом, художественное наследие Ивана Кузьмича Макаров насчитывает более 200 живописных и графических портретов. На выставке ведущее место отведено женским и детским камерным портретам, которые художник писал охотнее всего - поклонение и благоговение перед красотой и нравственным совершенством женщины читается во многих его произведениях.

Выставка предсталяет 45 живописных портретов русской аристократии XIX века, в их числе - портрет Анны Алексеевны Андро, урожденной Оленина, адресата пушкинской лирики (именно ей посвящены строки знаменитого стихотворения "Я вас любил…"); портрет императрицы Марии Фёдоровны; портрет дочери и сестры поэта Фёдора Тютчева; портрет камер-юнкера Григория Александровича Пушкина, сына поэта; детские портреты князей Н.Д. Долгорукова и А.В. Барятинского. Особого внимания заслуживают шесть портретов детей графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны Шереметевой, урождённой княжны Вяземской, внучки князя П.А. Вяземского, друга Пушкина…

Выставкабудет открыта для посетителей в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. "Кропоткинская") с 5 октября по 26 ноября 2012 года.