ОРЕАНДА-НОВОСТИ. "Борис Годунов" Модеста Мусоргского - "история абсолютно счастливых людей, каждый персонаж достигает того, чего хотел". Так характеризует оперу-бренд Большого театра её новый постановщик, петербуржский мастер интеллектуального кинематографа с мировым именем, 55-летний Александр Сокуров. 

Для кинорежиссёра с историческим образованием, автора драм о Ленине, Гитлере, императоре Хирохито и других исторических фигурах 20 века, новый опыт работы в качестве оперного режиссёра стал логическим продолжением его творчества. Трактуя оперу по трагедии Пушкина о России времён царя Бориса Годунова - рубежа 16-17 веков, прелюдии Смуты и распада государства, Сокуров снова размышляет на тему "власть и человеческая душа".

Партитура оперы редактировалась не раз: и самим Мусоргским, и Римским-Корсаковым, и Шостаковичем. Нынешняя премьера 25 апреля - результат работы кинорежиссёра и Большого театра над второй редакцией, считающейся "академичной". Детали постановки держатся в секрете. Но известно, что сокуровское освобождение спектакля от исполнительских штампов, в том числе в жестах и мимике, вовсе не переходит в авангардизм.

Напротив, режиссёр трепетно относится к авторскому замыслу, тексту и музыке. Он подчёркивает: "Музыка - часть моей жизни". Скрупулезная нюансировка эмоций характерна и для самого Мусоргского - замечательного "драматурга в музыке", и для Сокурова как кинорежиссёра (его называют последователем Андрея Тарковского). Что касается десакрализации власти, исследования её психологической изнанки - любимого лейтмотива Сокурова, то и в этом есть "совпадение" с "Борисом Годуновым", сообщает РИА Новости . 

Сокуров давно мечтал поставить оперу. Ему, лауреату множества премий, включённому Европейской киноакадемией в число 100 лучших режиссёров мира, поступали предложения из многих зарубежных театров. Ставить в Большом Сокурова позвал дирижёр и замечательный виолончелист Мстислав Ростропович. И всё же кинорежиссёр слегка разочарован, что ставит на Новой, "экспериментальной" сцене Большого. На ней идут спектакли молодых постановщиков, частью - спорные, чересчур эпатажные в своём авангардизме. Но дело даже не в этом, а в технических возможностях. А они у Старой (реконструируемой) сцены - в применении к спектаклям-гигантам типа "Бориса Годунова" - всё-таки больше.

Сокуров признается, что делает прежде всего спектакль. А он "больше, чем опера". Скептики уже готовят возможные претензии. Впрочем, каковы бы они ни были, новый "Борис Годунов" будет как минимум нетривиальным.