ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 25, 26 мая и 26 июня 2012 года на сцене Мариинского театра состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов" в постановке маститого британского режиссёра Грэма Вика под музыкальным руководством Валерия Гергиева.

Спектакль 25 мая откроет XX музыкальный фестиваль "Звёзды белых ночей". В партии Бориса в этот вечер - Евгений Никитин.

"Борис Годунов" - любимая русская опера Грэма Вика, который начал сотрудничество с Мариинкой в 1990-е с "Войны и мира" Сергея Прокофьева. Вик ставит первую авторскую редакцию оперы 1869 года, которая когда-то была отвергнута капельмейстером театра. Детали постановки режиссёр и его соавтор, художник Стюарт Нанн, держат в тайне.

Спектакль репетируют: Владимир Ванеев, Евгений Никитин, Николай Путилин (Борис Годунов); Константин Ефимов, Юлия Маточкина, Иван Худяков (Фёдор); Элеонора Виндау, Оксана Крупнова (Ксения); Евгений Акимов, Василий Горшков, Алексей Стеблянко (Князь Василий Шуйский); Александр Гергалов, Алексей Марков (Андрей Щелкалов); Михаил Кит, Александр Морозов, Владимир Феляуэр (Пимен); Андрей Илюшников, Сергей Семишкур, Сергей Скороходов (Григорий Отрепьев); Алексей Тановицкий, Геннадий Беззубенков (Варлаам); Николай Гассиев, Василий Горшков, Андрей Зорин (Мисаил); Елена Витман, Ольга Савова, Любовь Соколова (Шинкарка); Андрей Попов, Дмитрий Воропаев (Юродивый).

К сочинению "Бориса Годунова" Модест Мусоргский приступил в октябре 1868 года. Работа продвигалась чрезвычайно быстро. Чуть более года понадобилось композитору, чтобы завершить клавир и партитуру первой редакции в декабре 1869. Осенью 1870 года Мусоргский представил законченную оперу в дирекцию Императорских Санкт-Петербургских театров. Однако музыкально-театральный комитет, состоявший из капельмейстеров театра, отклонил её и вернул автору. Как писал впоследствии Николай Римский-Корсаков: "Новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии…". Драматургия оперы в первой редакции, правда, вызвала и серьёзные возражения среди друзей Мусоргского. Критик Владимир Стасов упрекал автора за то, что он "сузил" трагедию Пушкина до личной драмы царя Бориса.
Так сложилось, что эта редакция оперы впервые была поставлена на сцене Мариинского театра только в 1997 году!

К июню 1872 года Мусоргский создал вторую редакцию оперы - без Сцены у собора Василия Блаженного, но с "польским актом" и новой заключительной картиной (Сцена под Кромами). Ко времени премьеры (27 января 1874 года в Мариинском театре) был выпущен клавир оперы, сочетавший в себе музыку обеих предыдущих версий. Таким образом, появились три авторских текста "Бориса Годунова". Вслед авторским версиям возникли и самостоятельные неавторские, из которых самая известная - Н.А. Римского-Корсакова, оставившая без изменения считанные такты оригинала. Среди других версий: партитура и клавир П.А. Ламма по автографам композитора, 1928 год, инструментовка Д.Д. Шостаковичем "ламмовского" клавира, 1940, сводная редакция английского дирижёра и музыковеда Д. Ллойд-Джонса авторской партитуры и клавира, 1974, 1975.

В Мариинском-Кировском театре опера ставилась неоднократно, начиная с 1874 года - 10 оригинальных постановок! В историю русского оперного театра, безусловно, вошёл спектакль Всеволода Мейерхольда (1911 год, художник - Александр Головин), в котором в партии Бориса выступил Фёдор Шаляпин. В советские времена за "Бориса" брались замечательные мастера Сергей Радлов (1928 и 1941 годы, художники - Владимир Дмитриев и Федор Федоровский), Илья Шлепянов (1949), Борис Покровский (1986).

Редакция 1869 года впервые была поставлена в Мариинском театре в 1997 году Александром Адабашьяном, а затем в 2002 - Виктором Крамером в сотрудничестве с художником Георгием Цыпиным.

По-прежнему живёт в репертуаре театра и спектакль Андрея Тарковского (сводная редакция Дэвида Ллойда-Джонса), появившийся на петербургской сцене в 1990 году и возобновлённый в 2005.