ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России. Вслед за "Дамой с единорогом" Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе в музее представлено полотно величайшего мастера эпохи Возрождения - "Паллада и кентавр" Сандро Боттичелли из Галереи Уффици. Данный проект осуществлён при участии Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес", давнего партнёра ГМИИ им А.С. Пушкина.

Среди наиболее значимых произведений флорентийского искусства XIII-XV веков, входящих в собрание Галереи Уффици, полотна Сандро Боттичелли (1445-1510) занимают особое место. Его шедевры "Весна", "Рождение Венеры", ставшие хрестоматийными, олицетворяют блеск итальянского искусства эпохи Возрождения. Мастер изысканных линейных ритмов, Сандро Боттичелли стал абсолютным символом эпохи, воплотившей в себе одну из вершин человеческой цивилизации.

Картина "Паллада и кентавр" (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А.С. Пушкина, занимает достойное место среди совершенных аллегорических композиций Сандро Боттичелли. На фоне ласкающего взор поэтического пейзажа изображена изящная и в то же время строгая молодая женщина, вооружённая тяжёлой алебардой. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Прекрасная дева увенчана венком, сплетённым из веток оливы, которые опоясывают также её грудь и руки. Она одета в широкий зеленый плащ, наброшенный на лёгкое одеяние со свободно ниспадающими складками ткани, которую украшают эмблемы рода Медичи в виде бриллиантовых колец. Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение обильно поросшее мхом. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век).

Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Согласно наиболее распространённому, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощённые в двойственной природе кентавра, с помощью разума.

Как предполагают исследователи, картина была преподнесена Лоренцо Великолепным его кузену Лоренцо ди Пьерфранческо в качестве свадебного подарка по случаю бракосочетания с Семирамидой, дочерью Якопо III дельи Аппиани д Арагона, владельца Пьомбино, одного из городов Тосканы. Поэтому неслучайно, что некоторые исследователи обнаруживают сходство женского образа с Семирамидой Аппиани. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины, изображённой на полотне Боттичелли, может быть отождествлён с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме "Энеида", а также с римской богиней мудрости Минервой. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как "Камилла и сатир", а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием "Минерва и кентавр". Однако в картине отсутствуют основные атрибуты Минервы или Афины Паллады - шлем, копьё и круглый щит с головой Медузы. Несмотря на это, по мнению большинства исследователей, нет оснований отказываться от традиционного названия, под которым картина обрела всемирную известность.

Картина великого Сандро Боттичелли "Паллада и кентавр" напоминает нам о том, что в каждом художественном произведении - будь то литература или изобразительное искусство - красота заключена не только в его форме, то есть в лингвистическом или живописном выражении, но и в его главной идее. Хочется надеяться, что встреча с уникальным произведением мирового искусства, каким является полотно Сандро Боттичелли, будет способствовать тому, что зритель станет более пристально всматриваться в каждое отдельное произведение выдающегося мастера и попытается постичь смыл его творчества в целом. Подобный диалог с великим художественным наследием позволяет проникнуть в суть творческого процесса автора и тем самым открыть в себе новые возможности восприятия и наслаждения классическим искусством.