ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 30 июня 2013 года в 19.00в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского) состоится концерт "Da Vinci project". Музыка на заре Ренессанса.

Исполнители:
- Гильермо ПЕРЕС (орган-портатив, Испания)
- Вива Бьянкалуна БИФФИ (виола, вокал, Италия)
- Анжелик МОЙОН (арфа, вокал, Франция)


Леонардо да Винчи, изобретатель, гениальный музыкант, прославленный художник… Жизнь на переломе двух веков, между двумя странами, Италией и Францией. Изучение музыкального мира около 1500 года, времени творчества Леонардо, представляет уникальную панораму форм выражения, где сосуществуют древность и современность, архаизмы и новаторское, революционное настоящее. С открытием нового континента перекраиваются границы, и мир уже никогда не будет прежним.

В то время, как французская музыка довольствовалась следованием репертуару, укоренённому в строгом контрапункте, рассказывая о горестях куртуазной любви, восходящей ко временам Дюфаи, итальянская ведёт нас в сердце чувств. В эту эпоху, на заре XVI века, возникает новый музыкальный жанр - фроттола, своего рода песня, где простота музыкального письма позволяет выделить текст или лиризм мелодической линии. Опера уже недалеко… Голос и инструмент вступают в диалог в нашей программе, где выбор инструментов меняется: то арфы, виелы и органетто - в готической манере, то виола "бастарда" с арфой и органом сливаются в единый ренессансный рисунок.

Как сочетать музыкальные фантазии манускрипта Cordiforme, el Cancionero del Escorial, флорентийские песни, книги фроттол Петруччи? Это самое интересное. Играть и воскрешать репертуар этой переломной эпохи со всеми ее страстями и противоречиями.


Органетто Леонардо

В 1964 году в Мадриде обнаружены две рукописи, написанные рукой Леонардо да Винчи. Тематика Мадридских кодексов (Madrid Codices I и II) включает механику, статистику, геометрию, фортификацию; эти манускрипты являются одними из главных источников по инженерному делу своего времени. Леонардо демонстрирует некоторые технические нововведения в конструкцию уже существовавших машин и музыкальных инструментов. В частности, представлен эскиз органетто, который можно считать поистине революционным по сравнению со средневековым инструментом (Madrid Codices II, folio 75r). Леонардо впервые спроектировал "меха двойного действия", чтобы гарантировать постоянное поступление воздуха (ventum continuum); ввёл вертикальную клавиатуру (мы легко узнаём современный аккордеон); также он написал: "бумажные или деревянные трубы" ("canne di legno o di carta"), что типично для небольших органов эпохи Ренессанса.
Авторы реконструкции Вальтер Чиналья (Walter Chinaglia) и Гильермо Перес (Guillermo Perez) представили подробную интерпретацию эскиза Леонардо, в ней учтены все упомянутые элементы. Более того, было найдено убедительное объяснение неизвестного ранее расположения труб - необычного решения, помогающего установить много труб в небольшом пространстве.

Органетто Леонардо позволяет достичь нового качества звучания, что раскрывает по-новому музыкальный мир XVI столетия.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.