ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 марта 2015 года, во вторник в 19.00 в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт к 100-летию Святослава Рихтера.

Исполнители:
- Яков КАЦНЕЛЬСОН (фортепиано)
- Евгений МИХАЙЛОВ (фортепиано)
- Пётр ЛАУЛ (фортепиано)

В программе:
- БАХ - Сюита для лютни до минор (транскрипция для фортепиано А. Йохелеса), BVW 997
- ШОПЕН - Ноктюрны си мажор, соч.62, до минор, соч.48
               - Три мазурки
               - Баллада №1 соль минор, соч.23
- СКРЯБИН - Соната №7 (Белая месса), соч.64
- МЕТНЕР - "Трагическая соната" из цикла "Забытые мотивы", соч. 39 № 5
- ПРОКОФЬЕВ - Соната №7, соч.83
- ШУБЕРТ - Соната №21 си-бемоль мажор, D 960


Юбилею одного из самых великих музыкантов прошлого века посвящён гала-концерт 17 марта. В Большом зале консерватории в честь Святослава Рихтера будут играть представители трех российских консерваторий – пианисты и педагоги Яков Кацнельсон (Москва), Пётр Лаул (Санкт-Петербург) и Евгений Михайлов (Казань).

Само имя Рихтера стало символом высокого, бескомпромиссного искусства, бесконечно стремящегося к совершенству. Но у каждого участника мемориального вечера есть "свой" Рихтер.

Яков Кацнельсон: "Рихтер обладает даром гипноза и какой-то особой солнечной энергией, сродни Бетховену. Потому приближаться к нему может быть опасно – можно обжечься, и постигнуть масштаб его дарования, как и Бетховена, невозможно. В его записях есть какая-то особая властность: можно во многом не соглашаться с деталями, но оторваться невозможно. Они затягивают, как в водоворот, и сопротивление бесполезно. Его исполнение Дебюсси и Шуберта абсолютно недосягаемо. Записи его ансамблевых выступлений для меня были настольными пластинками с детства. С Фишером-Дискау, Петером Шрайером, Олегом Каганом, Наталией Гутман. Живьём мне его довелось услышать только раз. В Пушкинском музее на Декабрьских вечерах Святослав Теофилович исполнял Трио Чайковского с Н.Гутман и О.Каганом. Мне было 7 лет, но я помню это исполнение в подробностях".

Пётр Лаул: "Хоть я и не застал живых концертов Рихтера, его фигура всегда была для меня грандиозна. Его творческая бескомпромиссность, его отвага в сочетании с мощнейшим исполнительским интеллектом делают достижения Святослава Теофиловича поистине недосягаемыми. Мне кажется, что целью исполнителя является разъяснить слушателям произведение, сделать так, чтобы они поняли и во всей полноте ощутили замысел автора. Рихтер в этом отношении – величайший исполнитель ХХ века, поскольку его трактовки отличает просто-таки пугающая ясность. С ними можно не соглашаться в каких-то деталях, но цельность и убедительность их несравненна и неоспорима. Конечно, испытываешь особые чувства, когда тебе предоставляется честь в такой день сыграть не что-нибудь, а Сонату Шуберта си-бемоль мажор, бывшую своего рода одной из "визитных карточек" Святослава Рихтера, и в этом качестве даже звучавшую в титрах знаменитого фильма о нём. Последние сочинения 31-летнего Шуберта (а соната – самая последняя) сочетают в себе предчувствие близкой смерти и взгляд "по ту сторону бытия" с ещё юношеской наивностью, живостью и непосредственностью. В этом их сложность и их неповторимое своеобразие. Поскольку для меня эта соната – особенно близкое, родное сочинение, мне сразу захотелось её предложить для этого концерта. И я благодарен судьбе за эту высокую честь".

Евгений Михайлов: "Святослав Теофилович Рихтер всегда был для меня един в двух ипостасях - великий дух в музыке и, вместе с тем, совершенно живой человек в миру. Мне не довелось бывать на его концертах, но посчастливилось общаться со многими людьми, бывшими его однокурсниками и одноклассниками в Московской консерватории. По их рассказам передо мной предстает образ многопланового, жившего разнообразной, полнокровной жизнью человека, – не лишенного слабостей, горестей, но испытывавшего радость от каждого мига существования. В то же время вспоминается моё юношеское ощущение громадного, величественного собора, выстроенного Рихтером в 48 прелюдиях и фугах И.С. Баха, – меня невероятно впечатлило слышание пианистом всего цикла едино, нераздельно, одним смысловым охватом. Позже это чувство вселенского простора меня не покидало в большинстве исполняемых им произведений, запечатлённых на пластинках и дисках. Словом, Рихтер - фигура полифоничная, объемная, и, безусловно, являющаяся одним из столпов русского фортепианного исполнительства XX века. Думается, что со временем мы только более и более будем открывать для себя разные грани его личности, ибо "большое видится на расстоянии".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.