ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  В эти выходные на сцене БКЗ "Октябрьский" поклонники фламенко встретились со знаменитой труппой Антонио Гадеса. Петербуржцы и гости северной столицы смогли насладиться спектаклями "Кровавая свадьба" и "Кармен", которые в течение многих десятилетий не перестают вызывать восхищённые овации публики во всём мире. Основой хореографии Антонио Гадеса стало бессмертное искусство фламенко - своеобразный исполнительский стиль, объединяющий танец, музыкальное сопровождение и особый способ пения. Гадес по праву считается основателем современного испанского балета - именно его шедевры "Кармен", "Сюита фламенко", "Кровавая свадьба", "Огонь", "Овечий источник", "Колдовская любовь" - вызвали неподдельный интерес к искусству фламенко во всём мире. В начале шестидесятых Гадес основал собственную труппу, за короткое время ставшую легендой национального испанского балета. Вместе с режиссёром Карлосом Саурой они создали знаменитые фильмы "Кармен" и "Кровавая свадьба". За несколько месяцев до смерти, в 2004 году, Гадес воплотил в жизнь идею "ансамбля-завещания", предназначенного для сохранения спектаклей в его собственной хореографии и исполнительской манере. Оно вступило в силу в январе 2006 года - труппа с неизменным успехом продолжает показывать спектакли на лучших сценах мира.


Премьера "Кровавой свадьбы" состоялась в 1974 году. В основу этого спектакля, который уже почти тридцать лет не сходит со сцены, легла одноимённая пьеса Федерико Гарсия Лорки, основанная на реальных событиях. В 1981 году режиссёр Карлос Саура экранизировал балет. Популярность и успех фильма вызвали новую волну интереса к явлению фламенко в мировом масштабе.

Балет "Кармен" на музыку Бизе с ярким вкраплением композиций фламенко в исполнении Пако Де Лусии был задуман почти одновременно со съёмками одноимённого фильма Карлоса Сауры. Успех фильма подтолкнул Антонио Гадеса к созданию театральной версии, которая стала таким же шедевром , как "Кровавая свадьба" и "Сюита Фламенко". Премьера состоялась в Париже в 1983 году с Кристиной Ойос (она же снималась у Сауры), исполнившей главную партию в балете. Спектакль имел колоссальный успех и открыл миру Антонио Гадеса не только как одного из лучших танцоров современности, но и как великого хореографа-постановщика. Французская критика писала: "Мериме и Бизе дали Кармен Франции, а Гадес вернул её назад, в Испанию". Вдохновлённый образом Кармен Гадес рассказал в одном из своих интервью: "Меня привлёк образ женщины, имеющий свой особый взгляд на свободу - для неё лучше было умереть, чем потерять её. Я поставил Кармен, потому что мне не нравится фальшивый и избитый стереотип сердцеедки. На самом деле, она женщина, которая, если любит, то отдает себя полностью и не приемлет фальши в отношениях…". Спустя десятилетия после премьеры, "Кармен" Антонио Гадеса продолжает очаровывать и волновать публику. Триумфальное шествие спектакля продолжается на лучших концертных площадках мира. За эти годы спектаклем насладились более шестидесяти восьми тысяч зрителей разных континентов. Теперь настала очередь россиян.

В спектаклях не утеряно ничего из авторского замысла: в "Кармен" даже исполнители главных партий Кармен и Дона Хозе - Адриан Галия и Стелла Араузо - внешне похожи на Кристину Ойос и самого Антонио Гадеса. Звезда фламенко Стелла Араузо в настоящее время является художественным руководителем "Ансамбля Антонио Гадеса". В фильме "Кармен" она сыграла одну из участниц труппы. Стелла Араузо танцевала у Гадеса с 18-летнего возраста, застав первую исполнительницу роли Кармен Кристину Ойос. После ухода Кристины из коллектива, роль Кармен перешла к Стеле Арузо. "Кармен подобна звенящей ноте, но эта нота не должна переходить в вопль, - считает Стелла Араузо, -Чрезмерность вообще претит школе Гадеса. В душе Антонио бушевали страсти, но он был чрезвычайно сдержан внешне. И это сочетание воплотилось в его хореографии".

Антонио ГАДЕС - последний романтик испанского фламенко - задолго до смерти был возведён в ранг "символа испанской культуры". Его спектакли наполнены звоном гитары, щёлканьем кастаньет, перестуком каблучков - сапатеадо, рождающим испанскую чечётку - трилью, и сопровождаются особым типом пения - канте хондо, когда кажется, что голос певца идёт изнутри… "Фламенко - это не танец, в котором ты бьёшь землю. Нет! Чтобы вызывать из земли звук, её надо ласкать", - сказал однажды Антонио Гадес. Бог и царь фламенко - ритм, из него рождаются и страсть, и виртуозность. Главное качество этого искусства, мастерски прочувствованное и переданное Антонио Гадесом, - то, что испанцы называют дуэнде - подлинная страстная энергия, когда кажется, что артист на сцене не танцует, а зажигает свечу жизни сразу с двух сторон.