ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Пьеса Александра Володина "Пять вечеров" стала событием ещё в шестидесятые. За полвека - почти два десятка постановок. Первая, самая знаменитая, Георгия Товстоногова в БДТ. В Москве сейчас идут спектакли в "Современнике" и в "Мастерской Петра Фоменко". Третьим театром, пригласившим зрителей на "Пять вечеров", стал "Ленком", рассказывают "Новости культуры".

Был влюблён, всю войну писал письма и вдруг исчез - без слова, без объяснения. Много лет спустя явился - как будто случайно. Встрепенулись былые чувства, но - неловкость, враньё про высокую должность и исчезновение. И - почти случайное - воссоединение с любимой женщиной. Только теперь уже - всё, что угодно, лишь бы не было войны. Пронзительная история любви шофёра и работницы завода, уложенная автором в пять вечеров, появлялась на сценах и в кино - в советское время, и в наши дни. Впрочем, на сцене "Ленкома" Володин играется впервые - в интерпретации Андрея Прикотенко.

"Мы очень обрадовались, что он предложил это название, хотя понимаем, что риск существует большой, - говорит художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров. - Пьеса написана давно. Я бы не решился. Не решился. У меня такой отчаянной храбрости нет".

Решившись ставить "Пять вечеров" в "Ленкоме", Прикотенко с особым вниманием отнёсся к короткой и единственной ремарке Володина, так аккуратно - в духе времени -проясняющей причины неожиданного исчезновения и 17-летнего отсутствия главного героя: "Был и ГУЛАГ".

"Для нашего спектакля это оказалось принципиальным - откуда он вернулся, - отмечает режиссёр. - Вот они встречаются в пьесе, а потом он вдруг уходит. Она его ищет, он собирается уезжать, волей случая в конце они опять встречаются. Вот почему он от неё ушёл - часто, этот вопрос не понятен. Вот думаю, нам более внятно удалось ответить".

Главные роли - Тамары и Ильина - Прикотенко довольно смело доверил актёрам с давно сложившимися амплуа. Олеся Железняк, например, чаще других играет комедийных персонажей.

"Всё время режиссёру казалось, что я хочу как-то посмешить, я его разубеждала, но не, знаю, наверное, у нас получилось даже, - говорит Олеся Железняк. - Хотя, знаете, всё равно, я люблю, когда и юмор, что-то такое трагическое, и лирическое, драматическое - оно всё рядом, как в жизни. Поэтому я за смешение всё равно".

Андрей Соколов - знаменитый в кино партиями суперменов и героев-любовников, о роли володинского Ильина говорит, как о мечте любого артиста сыграть что-то по-настоящему стоящее.

"Уважение всегда вызывает судьба человека, - отмечает Андрей Соколов. - И его - и когда человек себе позволяет в этой ситуации оставаться человеком - несмотря ни на что, это вызывает уважение. У меня всегда было определённое отношение к этим людям, и я очень рад, что мне удалось к ним приблизиться".

Владимира Кантовского арестовали в июне 41-го, сразу после школы. Позже - штрафбат, 13 лет лагерей. Его судьба, как и судьбы многих прошедших ГУЛАГ - некоторые из них пришли на премьеру - сродни тому, что пережил главный герой Ильин.

"Конечно, ему тяжело, - говорит Владимир Кантовский. - Во-первых, ему ничего не ясно, он же не знает, что он встретит. Это самое главное, самое мучительное. Так что это всё совершенно обосновано по-моему".

"Я тоже всегда мечтал - если буду на свободе, буду иметь семью, - добавляет ветеран ВОВ Лев Нетто. - Когда познакомили - как это говорят: есть такая любовь с первого взгляда. И у меня также было, я как увидел свою Ларису, когда мне сказали: ну, поедем ещё. Я сказал: нет, больше никого мне не надо. И так вот уже мы отметили 55 лет нашей совместной жизни".

Нынешняя постановка в "Ленкоме" - неожиданный поворот известной володинской истории - приоткрывает для зрителя куда больше вечеров, прожитых людьми своего времени, даёт ещё сильнее почувствовать реальность и цену каждого из них.