ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Маргаритки на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-жёлтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical Chemistry.

Винсент ВАН ГОГ написал картину "Цветы в голубой вазе" в 1887 году, на закате парижского периода жизни этого великого художника. На этой картине были изображены ярко-жёлтые маргаритки и белые анемоны в вазе, расположенной на столе. После смерти Ван Гога эта картина была покрыта лаком для повышения сохранности и куплена в начале 20 века музеем Креллера-Мюллера в нидерландском Оттерло. Группа химиков под руководством Куна Янсенса (Koen Janssens) из университета Антверпена (Бельгия) обратила своё внимание на картину после того, как реставраторы открыли необычный налёт на некоторых частях натюрморта.

Как объясняют учёные, желтый пигмент - сульфид кадмия - постепенно теряет свою яркость при взаимодействии с воздухом. Это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу и превращают это соединение в сульфат, соль серной кислоты (SO4). Сульфат кадмия образует белую полупрозрачную плёнку на поверхности краски, в результате чего она бледнеет и теряет привычную яркость.

В случае с "Цветами в голубой вазе" налёт был необычным - он был не светлым, а тёмным, и его микроструктура была не похожа на кристаллы сульфата кадмия. Озадаченные сотрудники музея отправили небольшой кусочек краски с картины в лабораторию Янсенса и попросили химиков выяснить природу и причину формирования налёта. Исследователи просветили образцы краски при помощи рентгеновских спектроскопов в Европейском синхротронном центре в Гренобле и немецкой лаборатории DESY и сравнили их с "обычным" налётом из сульфата кадмия. "Оказалось, что сульфат-анионы нашли подходящего партнёра для реакции в ионах свинца в лаковом покрытии, в результате чего на границе между краской и лаком образовались серые и малопрозрачные кристаллы англезита - сульфата свинца. Его источником, по всей видимости, послужило вещество-осушитель, которое было добавлено в лак при покрытии картины", - пояснил один из участников работы Джеральд Фалькенберг (Gerald Falkenberg) из германского синхротронного центра DESY.

По словам учёных, эффект усугубился тем, что ионы кадмия, лишённые серы, прореагировали с другими компонентами лака и превратились в оксалат кадмия (CdC2O4) - соединение кислорода, кадмия и углерода. Комбинация из соли свинца и оксолата кадмия и является тем налётом, который превратил ярко-жёлтые маргаритки на картине Ван Гога в смесь из тёмно-оранжевых и коричневых мазков.