ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Кинематограф в том традиционном понимании, к которому мы привыкли, подходит к своему концу, считает Мартин Скорсезе. Свои размышления о будущем индустрии 71-летний режиссёр изложил в открытом письме к 14-летней дочери Франческе, которое опубликовано итальянским изданием lEspresso.

Кинематограф и кинобизнес в настоящий момент находятся на перепутье, считает режиссёр: "аудиовизуальное развлечение и то, что мы привыкли называть кино - которое создавалось личностями - встали на разные пути развития". "В будущем ты будешь видеть всё меньше того, что мы согласны считать за кинематограф, в больших мультиплексах, и всё больше - в маленьких кинотеатрах, в интернете, а также, очевидно, в местах и обстоятельствах, которые я предсказать не могу", - пишет Скорсезе дочери. При этом создатель "Таксиста" и "Бешеного быка" считает, что у кино - светлое будущее, "потому что впервые за всю историю этого искусства фильмы действительно можно создавать за очень небольшие деньги". При этом, по мнению Скорсезе, при всём внимании к технической революции, режиссёру важно помнить: "не инструменты снимают фильм, это ты снимаешь фильм".

Как пишет режиссёр, если бы его друг и учитель Джон Кассаветис был жив сейчас, он использовал бы самые доступные технические средства, но своим профессиональным принципам не изменил бы: ты должен полностью посвящать себя работе. Если раньше главной задачей для режиссёра была защита фильма от компромисса и выхолащивания, то сейчас - борьба с искушением пустить творческий процесс на самотёк, считает Скорсезе.

Кинематографист перечислил режиссёров, которые, по его мнению, и сейчас создают настоящее кино: это Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэны, Джеймс Грей, Пол Томас Андерсон, а также непоименованные творцы из Франции, Южной Кореи, Англии, Японии и Африки.

В 2013 году о скором конце современной киноиндустрии заявили другие выдающиеся американские режиссёры - Стивен Спилберг и Джордж Лукас. По их мнению, Голливуд ждёт крах после неминуемого провала в прокате нескольких блокбастеров с гигантским бюджетом. В этих условиях будущее творческого кинематографа, как считают Спилберг и Лукас, - за новыми средствами распространения: кабельными каналами или кинотеатрами с изменённой схемой проката.