ОРЕАНДА-НОВОСТИ. “Джазмен – это жонглёр, который работает не с шариками, а с гармониями” – эти слова британского музыкального критика Бенни Грина, пожалуй, лучше всего передают суть джаза. Для нескольких поколений отечественных музыкантов “азбукой музыкального жонглирования” стал учебник Георгия Гараняна “Основы эстрадной и джазовой аранжировки”. Уже более тридцати лет по нему занимаются студенты и повышают квалификацию преподаватели музыкальных ВУЗов стран. В этом году вышло новое дополненное издание легендарного учебника.

На вручении дипломов в Академии музыки имени Гнесиных вместе с дипломом выпускники получают новое издание учебника Георгия Гараняна. Его держит в руках и Анатолий Кролл. Один корифей отечественного джаза листает труд другого маэстро перед репетицией со студентами Гнесинки, сообщает сайт телеканала “Культура”.

Молодые музыканты “Академик-бэнда” прекрасно играют. Но настоящее будущее в джазе ждёт только тех, кто научится мастерству аранжировки и композиции. Без учебника Гараняна здесь не обойтись.

“Молодым музыкантам, с которыми работаю последние годы, а для них в первую очередь и предназначена эта книга, я постоянно говорю: вы научились хорошо играть на инструментах, но не забывайте, что в джазовых традициях необходимо ещё и освоить аранжировку”, – подчёркивает Анатолий Кролл.

Этот путь прошли и Дюк Эллингтон, и Гленн Миллер, и сам Георгий Гаранян. С позиции музыканта-любителя и шестого саксофониста в оркестре Олега Лундстрема он вырос до руководителя ансамблей и биг-бэндов. Сам писал аранжировки, сам дирижировал их исполнением. В 1978 году музыкант написал учебник “Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей”.

”Первые осмысленные аранжировки были сделаны, потому что я обращался к этой книге”, – замечает пианист, дирижёр, аранжировщик Сергей Жилин.

Каждое слово своей книги автор подтверждал на практике. Любая пластинка ансамбля “Мелодия” под руководством Гараняна изобиловала красивыми и эффектными аранжировками.

Наряду с учебниками Юрия Чугунова, Даниила Браславского и Юрия Саульского, книга Георгия Гараняна прочно вошла в обязательный минимум для начинающих аранжировщиков и бэнд-лидеров. Её отличала ориентация на практику и доходчивость.

”Он никогда не говорил витиевато, всегда просто”, – говорит Анатолий Кролл.

Учебник Гараняна переиздавали в 1986 году. В 1989 он дополнил его главой “Музыка и компьютер”, разделом об аранжировке для больших оркестров, а также новыми справочными материалами, и сдал в издательство “Музыка”. Неожиданно деньги закончились, права перепродали, рукопись затерялась в руках неблагонадёжного издателя. Книга увидела свет только спустя двадцать лет. Но даже эти проволочки не уменьшили её актуальность.

”Я бы посоветовал эту книгу любому музыканту, работающему в джазе. Штриховые несоответствия и так далее – в этой книге всё есть”, – заверяет Сергей Жилин.

Сам Георгий Арамович считал этот учебник одним из главных своих достижений.