ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Возможность заглянуть на творческую кухню великого живописца всегда соблазнительна. Особенно если эта "кухня" итальянская. Главной приманкой выставки "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов", которая открылась сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, стал "Итальянский альбом". 33 графических листа были созданы художником во время зарубежной командировки и подарены графине Стефании Витгенштейн. О существовании этого раритета стало известно в 90-е годы прошлого века, когда потомки графского рода, проживающие в Англии, решили с ним расстаться. Впервые эти рисунки выставлялись в Русском музее. И вот – московская премьера.

До прошлого года о существовании этих рисунков Карла Брюллова никто ничего не знал. Поэтому в Русском музее поначалу с подозрением отнеслись к альбому, который принесли частные коллекционеры. Прежде, чем вынести вердикт, специалисты буквально под микроскопом изучили каждый из 33-х листов так называемого итальянского альбома, передаёт канал Культура.

"Было проведено технологическое исследование, исследование бумаги, которое полностью укладывается в первую половину XIX века. Более того, на одном из рисунков использована та же бумага, что и письма Карла Брюллова – там совпадают водяные знаки", – поясняет заведующая сектором рисунка отдела графики Русского музея.

После того, как авторство Брюллова полностью подтвердилось, сомнения рассеялись не окончательно – отдельные рисунки слишком примитивны. Некоторые искусствоведы усомнились, что выпускник Академии художеств мог так плохо рисовать. В собрании Русского музея есть несколько акварельных рисунков Брюллова, выполненных им в тот же период, что и рисунки из итальянского альбома. Разница между ними очевидна. Специалисты объясняют эти явные отличия тем, что многие рисунки из итальянского альбома Брюллов делал бегло, на ходу. Художник не стремился прорисовать каждую деталь, а всего лишь фиксировал движение, жест. По словам куратора выставки, все рисунки итальянского альбома Брюллов выполнил во время своей пенсионерской поездки в Рим в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века. К этому времени он уже порвал с Обществом поощрения художеств, которое оплатило его поездку, эти рисунки стали для него способом обеспечить себя.

"Русская аристократия путешествует по Италии, и именно они становятся заказчиками, он пишет их портреты. Скажем, в Италии он пишет портрет великой княгини Елены Павловны", – продолжает Наталья Соломатина.

По словам искусствоведов, Брюллов как рисовальщик был хорошо известен в Италии, и не исключено, что в западных частных коллекциях хранится еще немало его работ.