ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Третьяковская галерея показывает ретроспективную выставку Александра Шевченко - легендарного художника, на примере которого товарищу Сталину разъясняли суть "буржуазного формализма".

Минувший век подарил человечеству страсть к авангардным методам развития искусства. Но никуда не исчезли и прежние (будто бы "архаические") воззрения на мир - они до сих пор свойственны миллионам людей, приверженных классике. Пропасть между двумя идейными позициями должна выглядеть непреодолимой, однако на практике обстоит иначе. Именно такие авторы, как Александр Шевченко, умели находить нужные сюжеты и нужные краски, чтобы эксперимент обретал лиричность и другие "человеческие" качества. Однако не стоит думать, что это связано с внутренним ретроградством. Просто Александр Шевченко по своему душевному складу был человеком здоровым и позитивным, чуждым истерики и завиральности. Похоже, он со временем почувствовал, что многие его соратники по авангарду впадают в безрассудное прожектерство, - и заявил особую позицию. Например, он категорически не соглашался с теми, кто настаивал на "смерти станкового искусства". Для Шевченко картина, рисунок, гравюра навсегда остались понятиями не столько даже святыми, сколько действенными на практике, сообщают Известия.

Так что на выставке этого авангардиста вы не встретите ни контррельефов, ни конструктивистских инсталляций, ни абстрактных изображений на плоскости. Сей вектор он находил экстремальным и даже экстремистским. Зато опыт Сезанна, Дерена, Пикассо, де Кирико казался ему полезным и требующим продолжения. Александр Шевченко - на удивление европейский художник. Он мог бы вписаться, к примеру, в парижскую художественную жизнь 1920-1930-х годов. И не в качестве чьего-то эпигона, а как полноправный участник процесса. Впрочем, Париж для него остался в прошлом - там он учился в молодости, но больше туда не возвращался. Международная известность обошла его стороной в силу обстоятельств.