ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца экспонируется одно произведение кисти прославленного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Полотно "Голова Медузы" из венского Художественно-исторического музея представляет собой, быть может, самую оригинальную трактовку очень редкого сюжета в искусстве Западной Европы XVI-XVII веков.

Изображение отрубленной головы Медузы, "обвитой змеями", для художников этого времени являлось удобным случаем продемонстрировать свое умение внушать зрителю страх. Рубенсу это удалось в полной мере.

На фоне сумрачного пейзажа с низким небом изображена ярко освещённая голова Медузы, лежащая на почти лишенном растительности каменистом уступе. Жуткой экспрессией наполнено её мертвенно-бледное лицо с остановившимся взглядом, остекленевшими закатившимися глазами и полуоткрытым ртом.

Хотя сама Медуза мертва, её отвратительные волосы-змеи продолжают жить: шевелятся, извиваются, раскачиваются, сплетаются друг с другом, образуя подвижные кольца и клубки. Из капель крови, упавших на землю, возникают новорожденные маленькие змейки.

Все представленные на картине существа исполнены с большим искусством, что говорит о присущем эпохе серьёзном отношении ко всему необычному в мире живой природы. Сам Рубенс, будучи крупным коллекционером, был не чужд этого интереса. Подобно многим соотечественникам, наряду с произведениями искусства, он собирал и природные раритеты (например, раковины).

По всей вероятности, картина "Голова Медузы" была создана Рубенсом для любителя и живописи, и естественного мира -владельца "кабинета редкостей".