ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Государственном Эрмитаже хранится коллекция стенных росписей из Восточного Туркестана (сейчас - Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики), собранная в начале XX в. первой русской экспедицией академика С.Ф. Ольденбурга.

Одно из центральных мест в этом собрании занимает крупногабаритная роспись "Пранидхи" (310 x 240 см) из придворного монастыря уйгурских правителей, государство которых существовало с VIII по XII век и в X-XI веках было одним из самых могущественных в Центральной Азии. "Пранидхи" была заново отреставрирована в лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа в 1999 - 2001 годах.

Сюжетом для росписи послужили многочисленные легенды и письменный памятник "Сутра об истинных поступках", содержащие сцены земной биографии исторического Будды-Шакьямуни - мудреца из рода Шакья. "Пранидхи" - санскритское слово, означающее "обет" от лица смертного следовать Учению Будды, за что в награду смертный может стать Буддой ("Просветлённым"), обладающим "Прозрением".

В центре многофигурной композиции - Будда, стоящий на лотосах. Диск закатного солнца в прическе и жест правой руки свидетельствуют о том, что это Будда Амитабха - Будда Беспредельного Света, Владыка Запада, "Хозяин "Чистой Земли", где перерождаются души умерших. Правая рука Будды, пальцы которой сложены в условном жесте, опущена вниз по направлению к фигуре человека, стоящего перед ним на одном колене и наделённого внешними признаками Будды. Главным персонажем правой части композиции служит фигура стоящего у ног Будды мальчик, с элементами костюма центрально-азиатских брахманов в одежде. В руках мальчик держит поднос с дарами.

Каждая из сторон композиции имеет своё смысловое значение. Левая сторона расшифровывается как "выполнение" просьбы человека, заказавшего роспись (донатора). Этот человек стал Буддой, выйдя из круга перерождений, благодаря следованию Учению Будды. Правая сторона читается как просьба-надежда на получение покровительства Будды для потомков донатора, символически представленных в виде мальчика.

"Пранидхи" были написаны с использованием прорисовок или своего рода шаблонов, которые обычно применялись при создании монументальных, многофигурных, крупногабаритных стенных росписей. При этом не исключалась и роспись "от руки". Возможно, шаблоны были заказаны в специальных художественных мастерских, существовавших в Дуньхуане с X века, из этих же мастерских могли быть приглашены и художники.

Роспись отличают высокий профессионализм, яркая колористическая гамма, мастерское расположение фигур в пространстве, использование приёмов, характерных для центрально-азиатской религиозной живописи X-XI веков.