ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В собрании Эрмитажа хранятся 70 швейцарских витражей XVI-XVIII веков. Это всё, что осталось от большого музейного собрания витражей после преступных распродаж в 1930-х годах ценных предметов искусства. В конце минувшей недели эта коллекция впервые удостоилась отдельной выставки.

Как рассказала главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, история пополнения эрмитажной коллекции "расписных оконных стёкол, разделённых свинцовыми тягами", не менее увлекательна, чем изучение особенностей творчества мастеров швейцарской школы Средних веков - потомков Священной Римской империи. "Эта коллекция формировалась в Эрмитаже с момента его основания, - пояснила Светлана Адаксина. - В какой-то мере пополнялась она случайно - изящные светоносные миниатюры дарили императорам искушённые ценители швейцарских витражей", сообщает newizv.ru.

Оказывается, одним из таких собирателей был бывший посол в Вене, действительный тайный советник Дмитрий Татищев. Доподлинно известно, что 24 витража из своей коллекции Татищев завещал Николаю I, которого в те времена часто называли "рыцарственным монархом" за увлечение воинственной атрибутикой. Витражи Татищева пополнили экспозицию Арсенала, - военного музея, созданного Николаем I в Царском Селе. По словам Светланы Адаксиной, благодаря старинному путеводителю по Царскосельскому Арсеналу (составитель Феликс Жиль) историки выяснили, что витражами из коллекции Татищева было украшено центральное окно императорского кабинета в здании Арсенала. Воцарившийся на престоле Александр III расформировал фонды Царскосельского Арсенала и велел передать их в Эрмитаж и разместить в новом специальном отделении Средних веков и эпохи Возрождения. Основу нового отделения составила сенсационная покупка императором в 1885 году коллекции русского дипломата Александра Базилевского.