ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 26 января 2010 года Stella Art Foundation представит выставку произведений классика российского современного искусства Вагрича Бахчаняна из собственного собрания.

Это 80 графических листов из почти бесконечного количества работ, созданных замечательным художником, скончавшимся 12 ноября 2009 года в Нью-Йорке. Помимо единичных произведений зрители увидят две больших серии, созданные Бахчаняном уже в США: "Голая "Правда" (1974) и "Американцы глазами русских" (1983). Все произведения Бахчаняна демонстрируются в Москве впервые.

Первая  серия (Голая "Правда") была сделана сразу после эмиграции. В ней художник использует вырезки из главной коммунистической газеты "Правда", соединяя их с "капиталистическими" порнографическими изображениями. В результате заголовки статей, вырванные из контекста, становятся прямым комментарием к сексуальным сценам. Непристойно-комический эффект усиливается тем обстоятельством, что официальная советская культура оставалась предельно деэротизированной, отчего в ходу были выражения, эротические оттенки которых во внимание не принимались. Зато в разговорной лексике, в анекдотах и других образцах фольклорного творчества подобные смыслы акцентировались и всячески обыгрывались.

Вторая серия (Американцы глазами русских) воспроизводит в укрупнённом виде фрагменты советских карикатур, демонстрирующих "звериный оскал империализма". Эти изображения лишены текста, поскольку говорят сами за себя. Пропагандистская экспрессия безотходно конвертирована Бахчаняном в художественную, на сознание зрителя воздействует исключительно форма: линия, контраст чёрного и белого, масштаб.

Сам Вагрич Бахчанян, - график, литератор, художник книги, автор объектов и перформансов - определял себя как "художника слова". Используя этот языковой штамп сугубо иронично, он всякий раз исполнял излюбленный фокус превращения пафосных глупостей в элегантные языковые формулы. Иначе говоря, с лёгкостью оперировал приёмами той дисциплины, которая на сленге современной художественной теории называется деконструкцией или критикой языка. Объяснить любой из бахчаняновских фокусов - значит убить его суть, свести чудо искусства к технической банальности. Вместо ловкости рук этот художник использовал своё неистощимое остроумие, которое, как и положено остроумию, основывалось на эффектной экономии средств. Незаметная замена пары букв в слове, смена контекста, "очная ставка" текста с картинкой, возвращение метафоры к буквальному значению - необходимый приём у художника был всегда наготове.