ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 26 января по 27 февраля 2011 года в Московском музее современного искусства пройдёт ретроспективная выставка художника Вильяма Бруя.

Наш соотечественник Вильям Бруй - легендарная фигура русско-французской арт-сцены, один из основоположников абстракционизма в СССР, получивший признание во всём мире.

Вильям Бруй родился в Ленинграде в 1946 году. С 1965 года выставлялся в полуофициальной галерее "Лавка Художников", находящейся на Невском проспекте. Выставляемые там офорты, созданные под влиянием знаменитой графической ленинградской школы, а точнее под влиянием Веры Матюх, Герты Неменовой, Евгении Магарил, которые олицетворяли собой ленинградскую графическую культуру. Эти офорты в последствии сложились в изысканную рафинированную авторскую книгу, изданную ручным способом в количестве 9 экземпляров, концепт, которой был задуман совместно с Григорием Капеляном (Доктор Грабов, написавший "междусловие"). Эта книга являлась явной оппозицией к незыблемой у нас традиции функционального книжного оформления.

В 1970 году Бруй эмигрировал из СССР, а в 1971 году обосновался в Париже, выставлялся в Cite Internationale des Arts, галерее Anton Meyer в Женеве. В 1973 году в Нью-Йорке создаёт серию работ "Unified Fields". В этих работах Бруй выходит на новый "формат". В среде, где господствует так называемая пост- живописная абстракция: color-field painting, hard-edge painting. Новый "формат" подразумевает новую технику-холст, акрил, небывалый ранее масштаб чуть ли не до десяти метров, но главное, как говорил Малевич, новую "психику живописи". Искусствовед Александр Боровский окрестил её "бруйлингом". Именно эти работы выставляет на обозрение элитарной нью-йоркской публики знаменитый галерист той эпохи Андре Эммерих. Для молодого художника наступают золотые времена. Он работает в лофте на Манхеттене и живет между Нью-Йорком и Парижем. Его вещи приобретает Музей современного искусства (МОМА), музей Гуггенхайма, Нортон Додж покупает обширную коллекцию его работ и организует несколько выставок с участием этих картин. В это же самое время Бруй знакомится с арт-директором журнала Vogue в Нью-Йорке Алексом Либерманом и его женой Татьяной Яковлевой, которые стали его покровителями и ввели в круг артистической элиты Нью-Йорка. Следуя принципу серийности, введённым поп-артом, Бруй создаёт несколько серий работ в развитие всех предыдущих своих исканий и идей. Это серия "Temple" (Храм), вдохновлённая планами разрушенного иерусалимского храма, первые изображения которого были им найдены в библиотеке Эрмитажа (1980 -2000), серия "Etrus" (конец 80-х), серия "Вещества-существа" (2000-е).

Долгое время Бруй был владельцем одного из самых влиятельных и знаменитых артистических салонов в Париже напротив Помпиду, который задавал тон искусству 80-х годов в Париже, и который посещала элита всего мира. Герой многочисленных романов и поэм. О нём писали Хвост, Лимонов и др.

Сейчас, спустя 40 лет со времени отъезда художника из Советского Союза, ретроспективная выставка его работ, в одном из самых престижных музеев - Московском музее современного искусства, даёт нам уникальный шанс по достоинству оценить его искусство. Выставка подготовлена при участии и поддержке московской галереи Ателье № 2.

В настоящий момент Вильям Бруй живёт и работаёт в своём поместье в Нормандии.