ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 декабря 2010 года, во вторник в Смольном соборе, в рамках культурного проекта "Петербургская традиция" будет исполнена кантата Владиславы МАЛАХОВСКОЙ "Ксения Петербургская", посвящённая духовной покровительнице северной столицы.

Исполнит "Ксению" Санкт-Петербургский камерный хор под руководством Николая Корнева. В концерте задействованы вокалисты мирового уровня - солист Большого театра Пётр Мигунов и обладатель чрезвычайно редкого тембра "бас-профундо" Владимир Миллер. В программе также прозвучат произведения Николая Сидельникова, Владимира Рябова и Анатолия Королёва.

Кантата "Ксения Петербургская" - первое в академической русской музыке произведение, посвящённое блаженной Ксении. Её премьера состоялась в 2008 году и вызвала большой общественный резонанс - Ксения Блаженная всегда считалась "народной" святой и в отличие от большинства широко известных русских святых, канонизированных "сверху", не играла существенной роли в становлении или укреплении Православия на Руси. Она и статус получила лишь в конце XX века, но была и остаётся одной из самых почитаемых святых в Санкт-Петербурге.

И это не удивительно - к другому духовному покровителю города, Александру Невскому, как-то совестно обращаться с житейскими проблемами, а к Ксении и при жизни обращались за поддержкой именно маленькие, из Достоевского, люди, и поддержку получали, несмотря на то, что сама Блаженная раздала всё имущество и не имела за душой ни гроша. И сейчас тянутся к часовне Ксении на Смоленском кладбище простые горожане со своими простыми заботами. И, говорят, как и 200 лет назад получают помощь.

По словам композитора Владиславы Малаховской, она давно планировала написание духовной кантаты, но центральным образом хотела взять какого-либо средневекового православного святого. Тем не менее, когда ей предложили подумать над темой Ксении, она сразу согласилась, поняв, что Блаженная - это так необходимый современному прагматичному миру пример нестяжательства и самоотдачи не только в больших, но и в малых, повседневных делах.

Работа над произведением заняла три года. Текст первоначальной версии был написан петербургским поэтом Тимуром Кекиликовым, но композитор решил, что этому тексту не хватает подлинно женского начала, которое, несомненно, было присуще Ксении, и к работе была приглашена Галина Илюхина. "Молитва" была переработана, оставлены без изменений три части - "Свадьба", "На рынке" и "Радуйся, Ксения Блаженная!", которые были дополнены вступлением, "Юродивой Христа ради" и "Покаянием". Кантата обрела свой окончательный вид, где перед слушателем проходят картины из жизни святой, раскрывающие высокий смысл человеческого страдания, а также смысл её собственной судьбы. Ведь именно пройдя через собственную скорбь, блаженная Ксения пришла на путь помощи людям.