ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 23-24 февраля 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится мини-фестиваль "Два дня польской музыки", посвящённый 80-летию Кшиштофа Пендерецкого и 100-летию со дня рождения Витольда Лютославского.

23 февраля 2013 года (суббота, 19.00) - 4-й концерт абонемента №1 "Юрий Темирканов и его оркестр".
Исполнители: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Дирижёр - Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Польша).
Солисты: Радован ВЛАТКОВИЧ (валторна, Хорватия), Томас БАУЭР (баритон, Германия)
В программе: ПЕНДЕРЕЦКИЙ
- "Зимний путь", концерт для валторны с оркестром (Первое исполнение в Санкт-Петербурге)
- Три китайские песни для голоса с оркестром
- Первое исполнение в Санкт-Петербурге
- Симфония №3

24 февраля 2013 года (воскресенье, 19.00) - 4-й концерт абонемента №4 "Александр Дмитриев и его оркестр".
Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии. Дирижёр - Феликс КОРОБОВ. Солистка - Эва ПОБЛОЦКА (Польша).
В программе: ЛЮТОСЛАВСКИЙ
- Концерт для оркестра
- Концерт для фортепиано с оркестром
- Симфония №4 (Первое исполнение в Санкт-Петербурге)

Фестиваль проходит при поддержке Генерального консульства Республики Польша, Польского института в Санкт-Петербурге и Института Адама Мицкевича (Варшава)

Первый из концертов фестиваля посвящён творчеству Пендерецкого, причём валторновый концерт "Зимний путь" и Три китайские песни для голоса с оркестром прозвучат в северной столице впервые. Третья симфония, завершающая монографическую программу, уже известна любителям музыки. Она была закончена к 1995 и на её сочинение композитор потратил семь лет, успев в те же годы написать ещё две симфонии (Четвёртую и Пятую). По словам Кшиштофа Пендерецкого, к середине 70-х годов прошлого века он уходит от авангардизма, которому отдал щедрую дань в предыдущее десятилетие; работы Пендерецкого становятся все более простыми по языку. В этот период автор ориентируется на творчество титанов ХХ века - Густава Малера, Белы Бартока, Сергея Прокофьева, и, в особенности, Дмитрия Шостаковича. Крупная пятичастная композиция с центральной частью - трагической Пассакалией в духе Шостаковича - ставит Третью симфонию Пендерецкого в ряд выдающихся музыкальных памятников трагической истории прошлого века.

Программой продирижирует её автор, Кшиштоф Пендерецкий, которому в этом году исполняется 80 лет. Уроженец Краковского предместья, Пендерецкий провёл в Кракове свою юность, учась в музыкальной академии и в Университете. Свои ранние работы, "Меры времени и тишины", "Плач памяти жертв Хиросимы" (премия ЮНЕСКО, 1961), "Полиморфия", Dies irae (премия Италии, 1968), Страсти по Луке (премия земли Северный Рейн-Вестфалия, 1966 и премия Италии, 1967) имевшие несомненный успех, Пендерецкий посвящает экспериментам с сонористикой, атональностью и авангардными формами.

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века, и остаётся одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня. К празднованию 3000-летнего юбилея Вечного города маэстро пишет ораторию "Семь врат Иерусалима" (сочинение, под звуки которого в 2001 году в Петербурге были открыты Царские врата Эрмитажа); маэстро заказана музыка для церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года. Почти все сочинения Пендерецкого выпущены на пластинках и компакт-дисках, они входили и входят в репертуар великих дирижёров Герберта фон Караяна, Пьера Булеза, Зубина Меты.


Витольд ЛЮТОСЛАВСКИЙ, чьи сочинения прозвучат 24 февраля, учился у Витольда Малишевского, ученика Римского-Корсакова. Лютославский считал последнего "вершиной музыки", также среди его кумиров были Фредерик Шопен и Людвиг ван Бетховен. Лютославский неоднократно повторял, что сочиняет такую музыку, какую сам хотел бы услышать.

Одно из самых важных сочинений Витольда Лютославского, его визитная карточка во всеобщем восприятии, - Концерт для оркестра: его исполнение на I Международном фестивале современной музыки "Варшавская осень" в 1956 году положило начало международной карьере композитора. Для немцев это сочинение стало подобно "Маленькой ночной серенаде": фрагмент Концерта, точно так же усвоенный и распознаваемый, как серенада Моцарта, был сигналом популярной радиопередачи.

Музыка Лютославского отличается концертным блеском, в ней ярко выражен элемент виртуозности. Концерт для фортепиано с оркестром (1988) продолжает линию блестящего романтического пианизма "большого стиля". Среди первых исполнителей инструментальных концертов Лютославского были Мстислав Ростропович, Кристиан Цимерман и Анне-Софи Муттер.

Продирижирует программой из сочинений Витольда Лютославского главный дирижёр Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов.

Дирижёрскую карьеру он начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России. В дальнейшем в течение трёх сезонов совмещал должность главного дирижёра в двух ведущих московских оперных театрах - Музыкальном им. Станиславского и Немировича-Данченко и Московском театре "Новая опера" им.Е. Колобова.

Солисткой в фортепианном концерте Лютославского выступит Эва ПОБЛОЦКА - одна из самых известных польских пианисток. Выпускница Музыкальной Академии в Гданьске, Поблоцка завоевала высшие награды на конкурсах в Верчелли, Бордо и Варшаве. Она выступала по всей Европе, в Северной и Южной Америках, Сингапуре, Корее, Японии и Австралии, выходила на сцену таких известных залов как Геркулес-Зал в Мюнхене, Musikhalle в Гамбурге, Auditorio Nacional в Мадриде, Barbican Centre и Wigmore Hall в Лондоне, Музикверейн в Вене, Линкольн-Центр в Нью-Йорке и Студия Гленна Гульда в Торонто.

Концерт из произведений Витольда Лютославского посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения композитора.

Фестиваль пройдёт при поддержке Генерального консульства Республики Польша, Польского института в Санкт-Петербурге и Института Адама Мицкевича (Варшава)

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.