ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Зрительный зал Государственного академического Большого театра России вернулись геральдические символы середины XIX века.

Над Центральной (Царской) ложей установлен герб Российской империи 1856 года. Двуглавый орёл с гербом Дома Романовых разместился над Правительственной ложей (бывшей ложей Царской семьи). Бывшую ложу министра Императорского Двора, а ныне Директорскую ложу украсил герб Москвы, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.

В рамках проекта реставрации и реконструкции Большого театра было принято решение о воссоздании исторического облика Большого театра, в том числе символики Зрительного зала в том виде, как она было создана к коронационным торжествам императора Александра II в 1856 году. Проект восстановления исторических гербов был поддержан Комитетом по культурному наследию Москвы. Окончательное решение о замене советской символики на дореволюционную было утверждено в 2006 году на Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.

"Имперская символика Зрительного зала оставалась в своём первоначальном виде до 1924 года, когда произошла её замена на гербы СССР, затем обновляемыми в связи с изменениями в структуре главного государственного символа страны. В 2005 году на порталах лож находилась государственная символика в редакции 1956 года. Исторические гербы середины XIX века к началу масштабного проекта по реконструкции и реставрации Большого театра не сохранились", - отметил представитель генподрядчика М. Сидоров.

Для восстановления гербов был проведён большой объём научно-исследовательских работ и историко-архивных изысканий, в том числе сравнительный анализ фотоматериалов конца XIX века из фотоархива Государственного Научно-Исторического Музея Архитектуры имени А.В. Щусева и изображений элементов символики по графическим архивным материалам середины и конца XIX века. Бесценными документами, свидетельствующими об архитектуре и интерьерах театра, стали акварели итальянского художника Луиджи Примацци, создавшего в XIX веке альбом "Grand Theatre de Moscou+". Его предельно точные и детализированные рисунки, представляющие интерьер Большого театра как интересный и уникальный объект искусства, стали одним из документальных подтверждений правильности выбора реставраторов.

Для участия в работе по воссозданию гербов была приглашена рабочая группа экспертов под руководством члена Геральдической комиссии города Москвы и Геральдической комиссии при Президиуме Российской академии наук, действительного члена РАЕН, доктора исторических наук, профессора Олега Наумова. После завершения работы экспертов были окончательно откорректированы и приведены в соответствие историческим реалиям эскизные рисунки и модели гербов интерьеров Большого театра. Комплекты чертежей выпускались на основании результатов дополнительных натурных исследований порталов по зондажам, обмерам и технологическим исследованиям. Геральдические символы СССР, ранее находившиеся в Зрительном зале, были демонтированы и переданы для последующего экспонирования в музей Большого театра.