ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  24 октября 2012 года, в среду в 19.00 в концертно-выставочном зале "Смольный собор" в исполнении ансамбля "Дивертисмент" (художественный руководитель и солист - заслуженный артист России Илья ИОФФ (скрипка) прозвучат знаменитые циклы "Времена года" Антонио Вивальди и Петра Чайковского.


"Времена года" - одна из "вечных" тем мировой культуры. В музыкальном искусстве она широко трактовалась композиторами разных эпох - от Й. Гайдна, А. Вивальди, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова до А. Пьяццоллы и Дж. Кеджа.

Цикл "Времена года" Антонио Вивальди (1678-1741) объединяет 4 концерта, каждому из которых предпослана литературная программа - небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях "Времен года" не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди - выдающийся представитель итальянской культуры, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко, поражавший современников разносторонностью своих интересов: композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр, педагог...

В музыке цикла, созданного в 1723 г., композитор стремился выразить, прежде всего, своё лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в экспрессивных образах. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой "современно" звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность.

"Времена года" Вивальди - одно из своеобразнейших явлений в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в "Пасторальной симфонии" Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.

Цикл "Времена года" П.И. Чайковского (1840 - 1893) был сочинён в 1875-1876 гг. по заказу известного петербургского издателя Н.М. Бернарда, который обратился к композитору с предложением написать для журнала "Нувеллист" цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Строго говоря, название "Времена года" в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта А. Вивальди; так же называются четыре части оратории "Времена года" Й. Гайдна. Однако Чайковский по-своему, с присущим ему психологизмом нарисовал годичный круг состояния природы и изменчивых, многообразных чувств человека.

"Времена года" Чайковского стали необычайно популярны, особенно "Июнь" ("Баркарола") и "Октябрь" ("Осенняя песня") - эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, мандолины, оркестра. Сегодня можно констатировать неувядаемость этого музыкального шедевра, который популярен не только в оригинальном, фортепианном звучании, но и в инструментальных, оркестровых переложениях.


Ансамбль "ДИВЕРТИСМЕНТ" создан в 1990 году. Первым руководителем коллектива (1990-1998) была скрипачка Елена Комарова. С сезона 1998-1999 ансамбль возглавляет скрипач и дирижёр Илья Иофф, с приходом которого состав "Дивертисмента" пополнился новыми перспективными музыкантами-солистами, среди которых Лидия Коваленко (скрипка), Михаил Блехер (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас). Репертуар ансамбля, не ограниченный стилевыми и жанровыми рамками, включает программы, посвящённые Баху, Вивальди, Мендельсону, Шнитке, произведения Шостаковича, петербургского композитора Г. Корчмара. Директор "Дивертисмента" - известный музыкант и менеджер Михаил Крайц. Ансамбль выпустил диск с записями произведений Шостаковича, Бартока и Шнитке.