ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings отмечает, что новые санкции, о которых на этой неделе объявили ЕС и США, в сочетании с усилением международной напряжённости в ближайшее время не окажут значительного негативного воздействия на кредитоспособность Российской Федерации и банков, попавших под санкции.

Объём краткосрочного банковского долга в иностранной валюте является умеренным, а ликвидность - достаточной, что снижает потенциал резкого роста риска рефинансирования. Благоприятным фактором для банков также является высокая вероятность получения поддержки от российских властей в случае необходимости. 

В прошлую пятницу Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг России на уровне "BBB" с "Негативным" прогнозом, исходя при этом из того, что западные рынки капитала останутся закрытыми для российских заёмщиков в 2014-2015 гг., а это означает, что компаниям и банкам придётся рефинансировать внешний долг на внутреннем рынке. Погашение внешнего валютного долга без привлечения новых внешних заимствований может привести к снижению золотовалютных резервов Центрального банка России. В своих прогнозах Fitch исходит из того, что резервы сократятся с 472 млрд долл. в настоящее время до 450 млрд долл. к концу 2014 г. и 400 млрд долл. к концу 2015 г., и есть риск большего снижения в случае значительного оттока капитала или интервенций для поддержки курса рубля. Уровень негосударственного внешнего долга оставался без изменений в 1 полугодии 2014 г. Это означает, что компании и банки рефинансировали наибольшую часть погашавшихся обязательств на внешнем рынке.

Рейтинги банков, связанных с государством, в частности Внешэкономбанка ("ВЭБ", "BBB"/прогноз "Негативный"), Сбербанка России ("BBB"/прогноз "Негативный"), Россельхозбанка ("BBB-"/прогноз "Негативный") и Газпромбанка ("BBB-"/прогноз "Негативный") отражают ожидание Fitch, что с высокой вероятностью российские власти окажут им поддержку в случае необходимости. "Негативный" прогноз соответствует прогнозу по суверенным рейтингам России. По мнению Fitch, государственная поддержка для этих банков вряд ли уменьшится после объявления санкций, и агентство не ожидает каких-либо изменений готовности банков и властей обслуживать долговые обязательства.

Санкции США теперь распространяются на Россельхозбанк, ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ Банк (нет рейтинга Fitch) и Банк Москвы (дочерняя структура ВТБ). Санкции ЕС распространяются на Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк, но не затрагивают их дочерние структуры в ЕС. Масштабы санкций США и ЕС различаются, и некоторые формы внешних заимствований для российских госбанков по-прежнему возможны. Однако, по мнению Fitch, введённые санкции в сочетании с риском новых мер в будущем будут существенно сдерживать доступ банков к зарубежному фондированию.

Зарубежные обязательства Сбербанка составляли 35 млрд долл. на конец 1 кв. 2014 г., лишь 8% от всех его обязательств, а у Россельхозбанка были на уровне 10 млрд долл. (более высокая доля в 22%) в конце 1 половины 2014 г. Объём краткосрочных обязательств банков является умеренным, а ликвидность - достаточной, поэтому санкции вряд ли приведут к резкому росту риска рефинансирования. Сбербанку предстоит погасить внешние обязательства в период с конца 1 кв. 2014 г. по конец 2014 г. на сумму 14 млрд долл. (в основном это двустороннее фондирование и европейские коммерческие бумаги, а не еврооблигации или синдицированные кредиты) и в 2015 г. на сумму 6 млрд долл., в то время как ликвидные активы достигали 68 млрд долл. (включая валютные корреспондентские счета и краткосрочные банковские размещения материнского банка на 8,4 млрд долл.) по состоянию на конец 1 половины 2014 г.

У Россельхозбанка нет существенных зарубежных погашений во 2 полугодии 2014 г., а на 2015 г. приходятся 0,7 млрд долл., при этом у банка были ликвидные активы на 4,3 млрд долл. (включая валютные корреспондентские счета и краткосрочные банковские размещения на 0,9 млрд долл.) в конце 1 полугодия 2014 г.

На основании данных отчётности по российским стандартам Fitch оценивает общий объём внешних обязательств госбанков, включая их российские дочерние структуры, примерно в 137 млрд долл. на конец 1 кв. 2014 г., что соответствует 64% от 214 млрд долл. внешнего долга банковской системы в целом (который снизился до 207 млрд долл. в конце 1 половины 2014 г.). Из общей суммы внешних обязательств этих банков, около 20 млрд долл. - это клиентские счета, полученные, вероятно, в основном от иностранных дочерних структур российских компаний. Часть внешних обязательств также представлена очень краткосрочными банковскими кредитами, которые не подпадают под санкции ЕС или США.

В конце 1 полугодия 2014 г. у российских банков остатки на корреспондентских счетах и прочие краткосрочные (до трёх месяцев) размещения в иностранных банках были равны 70 млрд долл. Хотя часть этих счетов представляет собой финансирование дочерних структур или фидуциарные размещения, Fitch полагает, что сектор по-прежнему имеет достаточно ликвидных внешних активов для погашения краткосрочного внешнего долга. В конце 1 кв. 2014 г. внешний долг банков с погашением в течение 24 месяцев был равен 86 млрд долл., но 21 млрд долл. из этого объёма - средства до востребования, которые в основном могут относиться к клиентскому фондированию. Однако банкам, скорее всего, потребуется значительное дополнительное государственное финансирование, чтобы продолжить увеличивать кредитование корпоративных клиентов и помогать им с рефинансированием их зарубежных обязательств.

Объявленные на этой неделе санкции ЕС включают запрет для организаций ЕС на покупку новых ценных бумаг со срочностью более 90 дней, выпущенных российскими госбанками из санкционного списка. Однако на другие финансовые услуги, включая размещение депозитов и предоставление кредитов, ограничения не распространяются. Санкции США запрещают американским лицам и организациям участвовать в сделках, предоставлять финансирование или иным образом быть задействованным в выпусках нового долга со сроками более 90 дней или новых акций ВТБ, Россельхозбанка и Банка Москвы. Ранее, 16 июля, США, ввели аналогичные ограничения в отношении ВЭБа и Газпромбанка. Санкции в настоящее время не мешают российским банкам получать доступ к ликвидности, размещённой ими в иностранных банках. 

Санкции ЕС и США не упоминают напрямую кредитные рейтинги. Fitch в настоящий момент анализирует влияние санкций на предмет возможности поддерживать рейтинги организаций из санкционного списка.

В среду Fitch понизило с уровня "BBB+" до "BBB" рейтинги 13 российских банков в иностранной собственности, то есть до уровня суверенного рейтинга. На них приходится около 7% активов банковского сектора, и они имеют очень ограниченный объем зарубежного долга перед третьими сторонами. Упомянутые понижения были вызваны понижением странового потолка России в прошлую пятницу, и это отражает мнение Fitch, что потенциальные санкции и ухудшающиеся отношения с ЕС и США представляют риск для финансовой интеграции России с остальным миром, увеличивая трансфертный риск и риск конвертации.