ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings отмечает, что недавнее продление российского эмбарго на импорт продуктов питания поддерживает благоприятную среду для местных производителей продуктов питания.

Такая ситуация будет оставаться выгодной, особенно для тех компаний, которые начали инвестировать в расширение производства еще до введения запрета (например, в секторах производства свинины и мяса птицы), и для компаний, которые могут быстро увеличить производство (например, производителей сыров). Однако Fitch не ожидаем новых крупных проектов расширения, связанных с продлением эмбарго, так как его временный характер не обеспечивает достаточно четкого горизонта для планирования долгосрочных инвестиций. Продуктовые ритейлеры успешно адаптировались к ситуации, поэтому Fitch не ожидаем какого-либо влияния на их деятельность в связи с продлением эмбарго.

25 июня 2015 г. Россия продлила эмбарго на мясо, молочную продукцию и прочий импорт продовольствия из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии до 6 августа 2016 г. Список санкционных продуктов остался в целом неизменным относительно первоначального эмбарго, введенного в августе 2014 г. Наибольшая часть затронутого импорта теперь поступает из других стран, в частности, Латинской Америки, Турции и СНГ.

Для российских производителей продуктов питания преимущества от временного снижения конкуренции со стороны санкционной продукцией частично нивелируются негативным влиянием девальвации рубля, что привело к росту стоимости сырья и снижению покупательной способности российских потребителей. Соответственно, Fitch полагает, что именно ослабление рубля, сделавшее импортные продукты более дорогими, привело к падению импорта пищевых продуктов (на 26% в годовом выражении по объему за первые пять месяцев 2015 г.), растущей продуктовой инфляции (за 6 мес. 2015 г. 23% к аналогичному периоду предыдущего года, без учета алкогольной продукции) и, в конечном итоге, к сокращению потребления за первый год эмбарго.

Крупнейшие продуктовые розничные сети быстро адаптировались к эмбарго, введённому в прошлом августе, сумев найти альтернативных поставщиков продукции, попавшей под эмбарго, пока шла продажа остававшихся запасов санкционных товаров. Рентабельность этих компаний не пострадала в результате эмбарго. Однако наиболее заметное влияние на их торговые показатели оказало снижение покупательной способности потребителей, в результате чего последние стали переходить с более дорогой импортной продукции на местные и более дешёвые категории товаров, пока без негативного влияния на трафик у большинства местных продуктовых ритейлеров.

В некоторой степени этот тренд помог сгладить влияние от исчезновения с полок магазинов более дорогих продуктов питания из ЕС, но привёл к значительным изменениям в ассортименте предлагаемых продуктов.

Выручка и прибыль ведущих продуктовых розничных сетей - X5 Retail Group N.V. ("BB"/прогноз "Стабильный"), Лента ("BB-"/прогноз "Позитивный") и O'key ("B+"/прогноз "Стабильный") - не должны испытать на себе влияния эмбарго. В то же время в условиях слабой потребительской конъюнктуры Fitch видит риски дальнейшего сокращения маржи и роста конкуренции.

По настоящее время российские производители мяса получали наибольшие преимущества от сокращения импорта мяса (на 52% к аналогичному периоду предыдущего года за 5 мес. 2015 г. согласно информации от Федеральной таможенной службы РФ) и увеличили объемы производства на 12,2% за 5 мес. 2015 г. В то же время снижение импорта не явилось только результатом эмбарго. В сегменте свинины в России уже действовал санитарный запрет на импорт из ЕС с апреля 2014 г. в связи с риском распространения африканской чумы свиней. Это, в частности, позитивно сказалось на деятельности ведущего российского производителя свинины, Группы Мираторг ("B+"/прогноз "Стабильный").

Сегмент мяса птицы уже почти полностью полагался на местное производство: на долю импорта до эмбарго приходилось менее 15% потребления. В настоящее время он получает преимущества от запрета на импорт мяса птицы из США и ухода потребителей от более дорогого красного мяса, в том числе импортной говядины, ввоз которой из-за рубежа сократился на 36% за 5 мес. 2015 г.

Местные производители молочных продуктов, в частности сыра, получили возможность существенно увеличить объемы производства ввиду исчезновения продукции, поставлявшейся из ЕС. Общее производство сыра в стране увеличилось на 29% к аналогичному периоду предыдущего года за 5 мес. 2015 г. При этом импорт сыра в Россию сократился на 58% к аналогичному периоду предыдущего года за 5 мес. 2015 г.

Компании перерабатывающей отрасли, например по переработке мяса и рыбы, которые зависели от импорта сырья, оказались наиболее затронутыми. Помимо внезапной потребности в альтернативных источниках поставок сырья, они столкнулись с существенным увеличением его стоимости, подстегнутым девальвацией рубля. Поскольку они не смогли переложить возросшие расходы на потребителей, многие перерабатывающие компании столкнулись с существенным сокращением маржи. В качестве примера, перерабатывающее подразделение группы Черкизово (на которое приходится 4% его консолидированной EBITDA за 2014 финансовый год) показало снижение маржи EBITDA с 11% в 2013 г. до лишь 3% в 2014 г. и 1 кв. 2015 г.

С точки зрения долгосрочного воздействия запрета мы полагаем, что временный характер защиты российского рынка продуктов питания не обязательно приведёт к устойчивому и длительному замещению импорта, в частности в тех областях, где инвестиции имеют большой период окупаемости (выращивание фруктов, производство говядины или молока).

В то же время продление запрета на импорт продуктов питания, вероятно, будет способствовать дальнейшим инвестициям в производственные мощности в отдельных категориях продуктов питания, включая молочные продукты и рыбоводство. Кроме того, если увеличение производства не будет сопровождаться улучшением качества продукции или повышением эффективности расходов, в более долгосрочной перспективе эти отрасли останутся уязвимыми к конкуренции со стороны импорта в случае отмены эмбарго.