ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: по обязательствам в иностранной валюте на уровне "ВВВ-/А-3", по обязательствам в национальной валюте на уровне "ВВВ/А-2". Прогноз остаётся "Негативным".

Кроме того, агентство подтвердило долгосрочный рейтинг России по национальной шкале на уровне "ruAAA".

Позитивное влияние на суверенные рейтинги Российской Федерации оказывают сильные показатели чистых внешних активов и умеренный уровень долга расширенного правительства, который, как ожидаем Standard & Poor's, будет поддерживаться в 2014-2017 гг. В соответствии с базовым сценарием агентство полагаем, что санкции в отношении России останутся в силе в пределах горизонта прогнозирования при отсутствии деэскалации украинского конфликта. Тем не менее ситуация может измениться, и в случае ослабления санкций это может в некоторой степени стимулировать рост российской экономики.

Негативными рейтинговыми факторами по-прежнему являются структурные недостатки российской экономики, в частности сильная зависимость от углеводородов и других сырьевых ресурсов, а также относительно слабые политические и экономические институты, подрывающие, с точки зрения агентства, конкурентоспособность экономики и обусловливающие неблагоприятный инвестиционный и деловой климат.

Присоединение Крыма в марте 2014 г. и представление о том, что Россия поддержала пророссийские силы на востоке Украины, привели к введению санкций в отношении Российской Федерации и преимущественному закрытию международных рынков капитала для российских эмитентов. Несмотря на то, что российские корпорации и банки, которым присвоены рейтинги Standard & Poor's, располагают объёмами иностранной валюты, достаточными для обеспечения их потребностей в финансировании до конца 2015 г., Standard & Poor's считает, что более слабые в финансовом отношении организации (среди тех, что не имеют рейтингов), по всей вероятности, будут испытывать проблемы, связанные с ухудшением их финансовых профилей, и в результате будет ухудшаться качество активов финансовой системы.

S&P ожидает, что Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обеспечит достаточную ликвидность для поддержки экономики, которая будет расти лишь на 1% в год в 2014-2017 гг., что соответствует средним темпам роста в предыдущие пять лет, включавшим сокращение на 8% в 2009 г. Этот ограниченный рост частично будет следствием структурного замедления темпов роста экономики, происходившего до украинского кризиса. Вместе с тем он отражает отсутствие внешнего финансирования и снижение цен на нефть. Аналогичным образом реальный рост ВВП в расчете на одного жителя страны в среднем составит около 1% в 2014-2017 гг. Ослабление рубля будет оказывать негативное влияние на уровень ВВП на душу населения, который составит 13 400 долл. в 2014 г.

S&P предполагает, что доступные резервы в иностранной валюте сократятся до уровня импорта в течение примерно четырёх месяцев к 2017 г. (по сравнению с восемью месяцами в 2014 г.) в результате поддержки экономики ликвидностью в иностранной валюте, которую осуществляет Банк России. Агентство оценивает доступные резервы как совокупные резервы, скорректированные на инвестиции, осуществляемые Банком России в целях размещения средств правительства. В настоящее время S&P относит эти инвестиции к внешним активам правительства, а не к резервам Банка России. S&P также корректирует международные резервы в сторону понижения, учитывая оценку потребностей для покрытия депозитов российских банков в иностранной валюте, валютных свопов Банка России, сделок РЕПО и корреспондентских счетов банков-резидентов, которые учитываются как резервы.

Несмотря на то, что нетто-отток капитала из российской экономики значительно снизился - после пикового значения, отмеченного в первом квартале 2014 г., уровень нетто-оттока капитала из частного сектора будет существенно выше за год в целом (по сравнению с предыдущими годами). Этот отток в среднем составлял 57 млрд долл. ежегодно на протяжении пяти лет, закончившихся 2013 г., и 85 млрд долл. уже за несколько месяцев 2014 г. - до сентября (или 78 млрд долл., включая сделки в иностранной валюте, осуществляемые между российскими банками и Банком России). Тем не менее ожидается, что профицит по счету текущих операций (СТО) российского правительства будет поддерживаться в 2014-2017 гг. вследствие давления слабого рубля на импорт.

Зависимость России от экспорта сырьевых ресурсов обусловливает волатильность условий торговли. Прошлый опыт свидетельствует о существенной его корреляции с динамикой импорта: сокращение импорта в определенной степени компенсирует сокращение доходов от экспорта, вызванное изменениями цен на сырьё. Standard & Poor's исходит из того, что цены на нефть марки Brent в 2015-2017 гг. В среднем составят около 90 долл. за барр. Нефть марки Urals по отношению к нефти марки Brent продавалась в среднем с дисконтом около 1 долл./барр. в течение последних пяти лет.

На протяжении последних нескольких лет возросла зависимость бюджета от поступлений, связанных с сырьевыми ресурсами. Если в 2008 г. бюджет был сбалансированным при средней цене на нефть около 55 долл./барр., то, по оценкам агентства, в этот году для достижения сбалансированности бюджета (при прочих равных условиях) потребуется, чтобы цена на нефть приближалась к 4 тыс. руб./барр. (около 95 долл./барр. согласно текущему обменному курсу).

Чтобы снизить эту зависимость, в 2013 г. правительство ввело фискальное правило, ограничивающее расходы правительства привязкой к долгосрочным (историческим) ценам на нефть и также ограничивающее дефицит федерального правительства 1% ВВП. Эта мера должна позволить накапливать резервы в периоды высоких цен на нефть и расходовать их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. С точки зрения S&P, приверженность правительства выполнению фискального правила, вероятно, будет подвергнута серьезной проверке в связи с недавним ухудшением перспектив экономического роста страны и снижением цен на нефть.

Обесценение рубля относительно бивалютной корзины (доллар США и евро) примерно на 20% с конца 2013 г. способствовало поддержанию фискальной позиции правительства в этом году, поскольку примерно 50% доходов правительства составляют поступления от нефти и газа, номинированные в долларах США. S&P ожидает, что в результате бюджет федерального правительства в этому году будет исполнен с небольшим профицитом в 0,4% ВВП. Тем не менее балансы бюджетов региональных и местных органов власти ухудшаются, так как эти правительства несут бремя увеличившихся расходов на зарплаты работников бюджетного сектора.

В результате агентство ожидает, что бюджет расширенного правительства в целом будет исполнен с дефицитом в 0,6% ВВП в этом году, тогда как в 2015-2017 гг. дефицит в среднем составит 2%, отражая среднегодовое изменение долга расширенного правительства в размере 3% ВВП в 2014-2017 гг. - с учётом влияния обменного курса на размер внешнего долга (около 33% совокупного долга).

S&P рассматривает эффективность институциональной системы и системы управления в России как негативные рейтинговые факторы. По мнению агентства, российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти. S&P не ожидает, что в пределах горизонта прогнозирования (2014-2017 гг.) правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.

Прогноз "Негативный" отражает точку зрения относительно того, что агентство может понизить рейтинги Российской Федерации в ближайшие 18 месяцев, если её внешние и бюджетные резервы будут сокращаться быстрее, чем ожидается в настоящее время, например вследствие дальнейшего ужесточения санкций в результате конфликта на Украине. Если S&P увидит, что гибкость денежно-кредитной политики или обменного курса понизится, агентство также может понизить рейтинги.

Кроме того, если агентство увидит, что переход России к более гибкому обменному курсу приостановлен, S&P может понизить рейтинги по обязательствам в национальной валюте, приравняв их к рейтингам по обязательствам в иностранной валюте.

S&P может пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный" в случае улучшения инвестиционного климата, а также перспектив экономического роста в России.