ОРЕАНДА-НОВОСТИ. ОАО "АК "Транснефть" обладает достаточным профицитом трубопроводных мощностей, чтобы, в случае перекрытия Турцией черноморских проливов, перенаправить объёмы нефти для выполнения своих обязательств по поставкам.

Согласно международному праву, Турция не имеет права на перекрытие проливов. Если же будут использованы негосударственные схемы по перекрытию Турцией проливов, то профицит мощностей компании позволит перенаправить поставки на магистральные нефтепроводы "Дружба", Балтийскую трубопроводную систему 1 и 2, в порт Усть-Луга и в порт Приморск.

Турция, в соответствии с Конвенцией Монтрё, может регулировать проход через черноморские проливы только военных кораблей. Для торговых судов Конвенция Монтрё сохраняет свободу прохода через проливы, как в мирное, так и в военное время.

Таким образом, в текущей ситуации нет правовых оснований закрывать проливы для российских судов. В случае же принятия мер по закрытию проливов или введения, даже несистемных, ограничений для российских судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, Турция нарушит международное право, в частности Конвенцию Монтрё. Более того, большинство судов, перевозящих российские углеводороды, проходят черноморские проливы не под российским флагом.

В настоящее время через проливы транспортируется около 60 млн т нефти в год нероссийского происхождения и 32-35 млн т - российского. Кроме российской нефти через черноморские проливы транспортируется нефть Казахстана, Азербайджана, Туркмении, а также нефть, добываемая западными компаниями на территории Казахстана и Азербайджана.

Возможные действия Турции по перекрытию проливов затронут интересы западных нефтяных компаний и казахстанских экспортёров, транспортирующих нефть по трубопроводной системе Каспийского трубопроводного консорциума, поскольку альтернатив в настоящее время не существует. Российская сторона сможет использовать действующий профицит балтийских портов и европейское направление для перераспределения грузопотоков нефти из региона Чёрного моря.