ИА «Ореанда-Новости» Министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто в интервью агентству Kyodo заявил, что главной причиной вступления Финляндии в НАТО являются якобы существующие «ядерные угрозы» со стороны России после начала СВО.

Хаависто сообщил, что после начала СВО ситуация с безопасностью в Европе изменилась, поэтому в Хельсинки начали поиски решения на случай якобы возможной агрессии России и применения ею оружия массового уничтожения. Оптимальным выбором для финнов в этой связи оказалось вступление в блок НАТО, который обеспечит «поддержку» и соответствующее «реагирование» в случае возникновения угрозы с востока. Швеция и Финляндия 18 мая подали заявку на вступление в Североатлантический альянс, тут же заблокированную Турцией. Анкара потребовала от новых потенциальных членов Альянса немедленной выдачи членов Курдской рабочей партии, считающейся в Турции террористической организацией, выдачи лиц, причастных к попытке госпереворота 2016-го года, а также отменить запреты на поставки ряда вооружений турецкой армии. 28 июня перед началом саммита НАТО в Мадриде состоялась встреча турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, президента Финляндии Саули Ниинистё, занимавшей тогда пост премьер-министра Швеции Магдалены Андерссон и генсека альянса Йенса Столтенберга. В ходе беседы были обсуждены проблемные вопросы, касающиеся вступления в НАТО Стокгольма и Хельсинки и относящиеся к требованию турецкой стороны, после чего был подписан меморандум, фиксирующий необходимость выполнения условий для вступления в военный блок.

Из 30 стран-участниц НАТО 2 страны не ратифицировали протокол о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Турция, наряду с вышеизложенными требованиями, отдельно указала на необходимость выдачи турецких военных, обвиняемых в госизмене, работавших ранее в международных структурах Альянса и нашедших убежище в Швеции и Финляндии.