ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Генсек НАТО Андерс фон Расмуссен выступил с отчаянным предложением: наводить порядок в Афганистане гораздо эффективнее смогли бы военные из мусульманских стран. Некоторые из них считают это возможным в перспективе, но пока не приняли решения, сказал он в интервью газете "Берлингске тиденде".

Экс-премьер Дании считает, что подключение мусульманских солдат к борьбе против талибов может способствовать победному завершению войны в Афганистане. Андерс Фог Расмуссен подчеркнул, что активное участие мусульманских стран подтвердит, что война в Афганистане ведётся не из-за религии, а против терроризма и экстремизма.

По мнению опрошенных "Голосом России" экспертов, таким образом генеральный секретарь НАТО пытается возродить старое мнение, согласно которому война в Афганистане получит большую легитимность, если не будет выглядеть как борьба между неверными и мусульманами. Вряд ли, конечно, следует ожидать серьёзного военного результата от подключения мусульманских стран к операции альянса в Афганистане. Однако в Брюсселе, видимо, рассчитывают на получение от этого дополнительных дивидендов в кампании по её пропагандистскому обеспечению в исламском мире. Но и на это надежда невелика, отметил в интервью "Голосу России" эксперт-востоковед Андрей Володин:

"Во-первых, господин Расмуссен выражает не столько своё мнение, сколько ретранслирует позицию официального руководства НАТО. Это - одна сторона медали, а другая сторона медали состоит в том, что войны в Афганистане не выигрываются. Об этом говорит опыт, как минимум, трёх англо-афганских войн, пребывание советских войск на территории Афганистана, а также опыт сил США и других членов альянса в этой стране с 2001 года. Поэтому надежда на то, что вовлечение солдат из мусульманских стран в военные действия в Афганистане может принести какие-либо результаты, по меньшей мере, иллюзорна. Более того, мусульманские страны вряд ли согласятся принимать участие в военных действиях на территории мусульманской страны. И объяснить правительствам мусульманских стран и уж тем более их народам, что в Афганистане идёт война против неправедных талибов или против неправедных мусульман, - дело практически безнадёжное".

"Что касается выступления Расмуссена, то оно, с моей точки зрения, лишний раз показывает, что пока силы США и альянса собираются оставаться в Афганистане. Они могут там достичь только весьма ограниченных целей, несмотря на увеличение своего контингента в самом ближайшем будущем. А эти ограниченные цели состоят в том, чтобы поддерживать видимое спокойствие в Кабуле и нескольких других городах", - заявил эксперт, отмечает islamnews.ru.

За 8 с лишним лет ничего нового: афганские власти всё так же показательно стремятся к демократизации системы управления страной, талибы неизменно оппонируют терактами. Хамид Карзай вновь представляет парламенту кандидатуры на посты министров будущего правительства, которого нет уже полгода. Ему отвечают взрывами. Ещё семеро погибших - к той тысяче мирных жителей, что были убиты с начала прошлого года. Каждые сутки по взрыву, и уже как раритет выглядит табличка у въезда на базу НАТО в Кабуле "4 дня без происшествий". Это надпись из прошлого. Накануне список своих потерь в Афганистане расширил датский контингент - один убитый, пятеро раненых в Гильменде.

936 американских, 246 британских и 138 канадских солдат, жизни которых унесла операция "Несокрушимая свобода", - как иллюстрация того, насколько коалиционные силы продвинулись в решении вопроса безопасности хотя бы своих военных. Патрули по Кабулу редко решаются передвигаться пешком, только в бронированных автомобилях. Да и патруль редкость. Окружённые толстыми стенами базы - основное место службы военных НАТО, пишут Вести.Ру.

Коалиция походит больше на неповоротливую огромную машину, которая существует исключительно для самой себя. Штаб-квартира международных сил безопасности, состоящая из 2 тыс. военнослужащих, и военные базы в Кабуле можно сравнить с маленьким анклавом, огороженным от местного населения.

"Афганским военным оставлено слишком мало полномочий. Их старые, но привычные автоматы Калашникова AK-47 были в приказном порядке заменены на американские громоздкие М16. Американцы не позволяют афганцам и вести бой традиционным способом - разбиваясь на маленькие мобильные отряды. А ведь именно так действуют противостоящие нам в этой стране мятежники". Это цитата из служебной записки высокопоставленного французского офицера, которую опубликовала "Фигаро". Военный, побывавший в Кабуле с инспекцией, недоумевает, каким образом американская администрация собирается выводить из Афганистана войска, постепенно передавая их полномочия местным военнослужащим. Они до сих пор не готовы не то чтобы воевать, просто обеспечивать безопасность, хотя бы свою собственную. И хотя бы привычным оружием.

Упрямо навязывая свою систему подготовки, США получают не помощников, а в лучшем случае солдат для обоза, которых в бою лучше не использовать. Крупнейшая со времён Вьетнама атака морской пехоты на Гильменд наносилась силами 4 тыс. американских военных. Но местных среди наступающих - всего 650. Им по-прежнему не доверяют. И даже тем, кого сами приводили к власти. Недавние президентские выборы продемонстрировали: американцы боятся ставить на проверенного Карзая - от рук отбивается. И на его оппонента доктора Абдулло. В итоге поддерживают и того, и другого и получают президента обиженного на Белый дом. Бывший посол Великобритании в России сэр Родрик Брейтуэйт называет это классическая ошибкой всех, кто когда-либо пытался контролировать Афганистан.

"Англичане (в XIX веке) и русские вышли победителями из войн, но не смогли навязать афганцам избранных ими лидеров и систем правления. Ни британский премьер, ни генералы не смогли нам убедительно объяснить, с какой стати мы (коалиционные войска) должны преуспеть там, где потерпели поражение русские и англичане. Вот уж действительно - тактика без стратегии", - говорит Брейтуэйт.

И вот уже Карзай заявляет, что действия коалиции неэффективны. И уверяет, что дополнительная финансовая помощь от Запада Афганистану не нужна. Что это, как не претензия на всё большую самостоятельность. Главный рычаг управления - президенткая власть - из под контроля уходит. И понемногу не остаётся ничего: ни безопасных провинций, ни боеспособных афганских войск, ни лояльного правительства, ни оправданий за потраченные на войну 223 млрд долларов.