ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение "О торжественном открытии основного здания Государственного академического Большого театра России", сообщила пресс-служба Кремля.

"Учитывая важное значение Государственного академического  Большого театра России, являющегося культурным достоянием  народов Российской Федерации", Медведев распорядился "провести  в 2011 году торжественное открытие основного здания" Большого  театра, а также образовать организационный комитет по подготовке и проведению его торжественного открытия".

Большой театр за свою двухсотлетнюю историю существования горел и разрушался не раз, но всегда восставал из руин и пепла. И вот в 2011 году завершается очередной цикл реставрационных работ, результатами которых станут восстановленный исторический облик здания, а также новейшее техническое оснащение его сцены и "закулисья". Так чем же нас удивят?

Культурная жизнь российской столицы уже более двухсот лет немыслима без знаменитого московского Большого театра. Его историю принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил на строительство высочайшее соизволение императрицы Екатерины II. Изначально театр располагался на правом берегу Неглинки и был назван Петровским, причём он сгорел ещё до открытия. Горел и разрушался он потом не раз - и каждый раз восставал из руин и пепла. На том месте, где театр стоит ныне, он был построен и открыт в 1825 году, но после очередного пожара в 1853 году от здания остались только каменные внешние стены и колоннада главного входа.

Грандиозной реставрацией руководил тогда архитектор Альберт Кавос, и его творение считается каноническим обликом Большого Петровского театра. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили знаменитую бронзовую квадригу работы Петра Клодта, а на фронтоне установили гипсового двуглавого орла - государственный герб Российской империи. В таком виде Большой театр встретил социализм - и тут его оформление снова изменилось: была полностью убрана царская символика и появились атрибуты нового строя. Потом была война, застой, перестройка и началось становление "новой России". Пять лет назад Большой закрылся на очередную реставрацию, результатами которой станут восстановленный исторический облик театра, а также новейшее техническое оснащение его сцены и "закулисья".

Перед началом работ, в 2005 году, главный театр страны представлял собой удручающее зрелище: его колонны и фасад были покрыты трещинами, краска и штукатурка облупились, многократно ремонтированный паркет требовал капитального восстановления, а богатое убранство залов за десятилетия работы театра потеряло былой шик. По словам руководителей реставрационных работ, текущее восстановление Большого театра будет полностью завершено осенью 2011 года. Так чем же нас удивят?

После закрытия театра на ремонт оттуда несколько месяцев вывозили реквизит и детали интерьера, разбирали полы и элементы декора. Параллельно мастера изучали архивные материалы - старинные чертежи, картины, гравюры и фотографии, на которых запечатлён облик театра в предшествующие эпохи. Всего для восстановительных работ было привлечено свыше 3000 специалистов, в том числе более 950 реставраторов.

Как выяснилось, в середине XIX века по замыслу архитектора Кавоса фасад был выкрашен в золотисто-песочный цвет - его было решено вернуть. Краску изготавливали по старинному рецепту, применявшемуся в XIX веке; необходимого оттенка добились благодаря сочетанию умбры, охры, глины и извести. Фасад Большого театра был усилен, восстановлена его верхняя часть, а вместо демонтированного советского герба здание снова украсил двуглавый орёл. Были также отреставрированы основания и белокаменные колонны главного портика, а по периметру здания установлены чугунные, настенные и торшерные, фонари. Судьба знаменитых колонн Большого театра заслуживает особого внимания. Их пришлось… обессоливать.

Огромные каменные опоры здания театра выполнены из белого камня - известняка, который красив, но очень подвержен воздействию климата и осадков. Со временем, из-за городской пыли и копоти, колонны главного фасада Большого театра утратили свой естественный бело-желтоватый цвет, а на их поверхности появились крупные "мокрые" тёмные пятна, свидетельствовавшие о разрушении поверхностного слоя каменных блоков. Реставраторы выяснили, что первоначально колонны стояли на бересте, которая применялась для гидроизоляции. Со временем древесная кора истлела, и колонны стали круглогодично напитываться водой с растворёнными в ней солями, что на фоне перепадов температур разрушало их изнутри.

Первым делом мастера очистили белый камень от краски и штукатурки, после чего на поверхность колонн был нанесён особый состав - смесь целлюлозы и глины, и в таком виде каждая колонна на две недели была завёрнута в пленку. После неоднократного нанесения таких "компрессов" специалисты проводили контрольные замеры уровня солей. Некоторые каменные блоки восстановить не удалось, и они были заменены, но теперь все, и старые и новые, колонны покрыты защитной полупрозрачной глазурью.

На крышу здания была водружена отреставрированная знаменитая Квадрига Аполлона - на ней заделали трещины и вмятины. Для того чтобы скульптура не страдала от вредных воздействий атмосферы, её покрыли несколькими слоями защитного состава, который в свою очередь скрыли под слоями оливково-зелёной краски, имитирующей цвет патинированной бронзы. Внутри Большого театра свой исторический облик обрёл главный вестибюль. В его кирпичной кладке реставраторы обнаружили фрагменты стен театра 1870 года и даже более старого Петровского театра (1825). В ряде помещений под паркетом открылась настоящая венецианская мозаика, для воссоздания которой потребовались различные камни: от природного туфа до редчайших пород мрамора и яшмы. Теперь блеск мозаичного пола подобно калейдоскопу меняет свой цвет - в зависимости от интенсивности и угла освещения.

Очень сильно убранство вестибюля Большого театра пострадало в годы Великой Отечественной войны. Известно, что в октябре 1941 года, пробив фасадную стену, в здание театра попала немецкая фугасная бомба, которая взорвалась именно в главном вестибюле. Взрывной волной были разрушены декоративные лепные части главного фасада, обрушилось перекрытие вестибюля, были сорваны дубовые входные двери, и вылетели почти все окна, расположенные на фасадах.

Помимо реставрации главного вестибюля Большого театра были восстановлены его Белое фойе, Экспозиционный, Хоровой, Круглый и Бетховенский залы, а также ложи и ярусы. Лепные украшения, изначально выполненные из папье-маше, были созданы в 1856 году, когда здание театра восстанавливали после пожара. Помимо лёгкого веса детали из папье-маше имеют и другое достоинство: они, подобно дереву, имеют целлюлозную основу и не лопаются из-за деформаций, неизбежно возникающих на ограждениях ярусов театра в результате вибрации, производимой музыкальными инструментами и синхронными овациями. Часть лепнины была и остаётся позолоченной.

Реконструкции подверглась также уникальная звонница Большого театра, аналогов которой не существует ни в одном театре мира. Колокола для нее собирал по всей России бывший звонарь А. В. Кусакин. Его стараниями в Большом находятся тридцать пять старинных колоколов, различающихся по всем параметрам, в том числе один колокол XVII века (1678) и четыре - XVIII века.

Московский Большой театр был и остаётся одним из основных символов величия России и богатства её культуры. Меняются сценические постановки, постоянно увеличивается их сложность, а старинный театр в процессе своей реставрации молодеет, бережно сохраняя своё историческое величие и обретая самые современные черты. Свои двери обновлённый Большой распахнёт в октябре 2011 года.

Мультипликационная лента "Гадкий утенок" режиссёра Гарри Бардина открыла в пятницу вечером четвёртый Фестиваль российского кино в Лондоне.

"Мне кажется это неплохая идея (открывать фестиваль анимацией), потому что фильм очень красивый и очень эмоциональный. Опять же, музыка Чайковского", - рассказал на предварившей фестиваль пресс-конференции программный директор фестиваля Андрей Плахов.

По его словам, фестивальные картины из России набирают обороты в последние годы во всём мире, о чём свидетельствует и победа на этой неделе картины Алексея Попогребского "Как я провёл этим летом" на Лондонском кинофестивале, однако "огромные усилия" прилагаются кинематографистами для того, чтобы кино смотрели люди, а не только профессионалы. "Проблема не снять, но и найти какую-то реакцию, и не только за границей, но и на Родине", - отметил он.

Помимо Попогребского, на фестивале будет представлена и картина Светланы Проскуриной "Перемирие" - победитель "Кинотавра" нынешнего года, сообщает радио "Голос России". Режиссёр рассказала на пресс-конференции, что идея создания этого фильма родилась именно в Лондоне, на российском кинофестивале два года назад, где она познакомилась со сценаристом Дмитрием Соболевым, который стал автором сценария для "Перемирия".

Говоря о восприятии российского кино за рубежом, Проскурина отметила, что восприятие, безусловно, различается, однако стилистика фильмов понятна всем. "У нас разная культура, темперамент, традиции, но как только мы оказываемся в общем стилевом пространстве, нас начинает объединять красота, художественное пространство, воля и искусство как таковое. Но если мы начинаем выяснять, где лучше жить, мы никогда не договоримся", - сказала Проскурина.

В программе фестиваля будет получившая уже около 30 наград лента "Одна война" Веры Глаголевой о судьбе советских женщин, родивших в годы Великой Отечественной войны детей от немецких солдат.

"Наше общество ещё не освободилось от коммунистических предрассудков, такой фильм не мог появиться ни в 70-х, ни в 80-х. Но мы уже немного другое поколение, мы не видели войны, мы понимаем, что были предатели и враги, но нет ничего ценнее, чем жизнь ребёнка и женщины, и надо хотя бы честно об этом рассказывать", - подчеркнула продюсер фильма Наталия Иванова.

Представят в Лондоне и ретроспективу картин Ирина Евтеевой, которая создает картины на грани анимации и кино. Хитом мультипликационной программы фестиваля, несомненно, станет 3D-лента "Звёздные собаки Белка и Стрелка" Ирины Евланниковой, главные роли в которой было поручено озвучивать целому созвездию знаменитых российских актёров.

Среди других лент - "Воробей" Юрия Шиллера, "Обратное движение" Андрея Стемпковского, "Золотое сечение" Сергея Дебижева и другие.

Фестиваль, который продлится с 29 октября по 7 ноября, проводит российско-британская культурная ассоциация Academia Rossica. Показы будут проходить в современном кинотеатре Apollo на улице Хеймаркет близ площади Пиккадилли-серкус, а ряд мероприятий фестиваля запланирован в штаб-квартире Британской академии кино- и телеискусства BAFTA.

В рамках фестиваля запланированы "круглые столы" о современном российском кинематографе и судьбе документального кино в России, творческие вечера с участием Глаголевой и Проскуриной, кинокритика Андрея Плахова, режиссёров Ирины Евтеевой и Виталия Манского.

В эти дни также состоится финал первого фестиваля студенческих короткометражных фильмов, зрители увидят подборку лучших российских документальных лент 2000-х годов и ретроспективу "Лев Толстой на экране", посвящённую 100-летию со дня кончины знаменитого российского классика.

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте завтра, 31 октября 2010 года, в 16.00.

Читайте также:

В Москве открывается 11-й фестиваль нового британского кино

Ушёл из жизни актёр театра Российской Армии Александр Михайлушкин

New Line Cinema перенесёт на экран мюзикл "Rock of Ages"

"Большой" представил премьеру "Дон Жуана"