ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Портфель заказов на поставку российских вооружений достиг 48 млрд долларов. Плановое задание по поставкам ВиВТ на 2010 год было установлено в сумме 9,5 млрд долларов. "Мы превзошли планку в 10 млрд долларов, то есть план перевыполнен", - заявил в интервью газете "Коммерсантъ" директор ФСВТС Михаил Дмитриев.

М.Дмитриев обратил внимание на то, что кроме "Рособоронэкспорта", успешно завершили 2010 год остальные субъекты ВТС. Поставка запчастей и сервисное обслуживание в последние годы стабильно составляет около 15% от общего объёма ВТС России. По словам М.Дмитриева, "за 10 лет удалось серьёзно расширить масштабы ВТС, его диверсифицировать, отойти от однозначной привязки к Южной и Юго-Восточной Азии, хотя на первом месте по-прежнему Индия. И мы дорожим этим стратегическим партнёрством".

Касаясь других вопросов ВТС М.Дмитриев в интервью газете "Коммерсантъ" отметил, что "ВТС с Ираном не прекращалось. Резолюция СБ ООН тяжёлая, многое она запрещает. Но есть направления, по которым можно идти. В рамках этих возможностей и будем вести переговоры с иранской стороной. Ранее в Иран были поставлены наши зенитные ракетные комплексы "Тор", и мы можем осуществлять их обслуживание. Имеются возможности работать и по другим системам ПВО, которые не подпадают под действие резолюции. Мы подготовили перечень возможных тем для взаимодействия с иранской стороной, и он очень немаленький".

По контракту с Ираном на ЗРС С-300, по словам М.Дмитриева, "был получен аванс, работа по созданию комплексов продолжалась до выхода известной резолюции Совета Безопасности ООН. Переговоры по возврату аванса сейчас ведутся, обсуждаются условия и формы его возврата. Партнёры, впрочем, могут сказать, что им не нужны деньги, и попросить поставить что-то, что не запрещено резолюцией СБ ООН".

По Саудовской Аравии, по словам М.Дмитриева, "совместно наработан серьёзный материал по разным темам. Он был объединён в один большой пакет. Саудовская сторона окончательно ещё не определилась. Контакты продолжаются. Что получится в перспективе, говорить преждевременно".

Дмитриев также подробно остановился на системе функционирования ВТС. По его словам, "в 2000 году мы начали создавать нынешнюю систему функционирования ВТС. Несколько ранее существовавших компаний объединились и создали "Рособоронэкспорт" - единственного государственного посредника. Одновременно был образован комитет, который впоследствии стал называться ФСВТС. 2007 год - рубежный: в систему были внесены серьёзные изменения указом президента Российской Федерации N 54. Узаконено монопольное положение "Рособоронэкспорта", отозваны лицензии у пяти других субъектов ВТС, которые имели право выходить на рынок с финальной продукцией. Но одновременно расширилось количество субъектов ВТС, которым разрешено поставлять запасные части и осуществлять сервисное обслуживание. Последнее было сделано целенаправленно, чтобы добиться большей оперативности в поставках ЗИП и обслуживании наших военных изделий за рубежом".

Ситуация в сфере обслуживания ранее поставленной техники, по словам М.Дмитриева, "стала улучшаться с выходом на этот сегмент рынка вооружений субъектов ВТС, получивших разрешение на такую деятельность. Наиболее успешно работают ОАО "НПО машиностроения", ОАО "Компания "Сухой", ФГУП "ММПП "Салют", ОАО "Адмиралтейские верфи".

Как считает М.Дмитриев, "созданная система ВТС, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Надо идти дальше, совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере ВТС".

По его словам, "сейчас нужна суперповоротливость, максимум оперативности. На госпосредника возложено слишком большое количество задач. Ему не всегда удается работать быстро. Вхождение "Рособоронэкспорта" в корпорацию "Ростехнологии" утяжелило систему ВТС. Госпосредник одновременно должен решать внутренние задачи корпорации и нести различного рода нагрузки, не свойственные его основному профилю".