ОРЕАНДА-НОВОСТИ. США и Евросоюз продолжают угрожать России новыми санкциями из-за ситуации на Украине. Пока ограничения коснулись только персональных россиян и нескольких компаний, однако в случае необходимости санкции могут быть ввести против целых отраслей российской экономики. Москва не спешит в ответ грозить кулаком, предпочитая словам действия. Эксперты признают, что Кремль действует более хитро. Взять хотя бы запрет на поставки живых свиней, свинины и другой сырой свинопродукции из Евросоюза, введённый в конце января текущего года. Официально он был связан с соображениями безопасности, но наблюдатели называют подобные ограничения настоящими экономическими санкциями против ЕС.

После введения запрета европейский рынок лишился канала для сбыта четверти всей экспортируемой свинины. В денежном выражении речь идёт о 1,4 миллиарде долларов ежегодно. Представитель Европейской комиссии Джон Клэнси считает, что свиноводство стало заложником российских властей. Переговоры, которые начались после введения запрета, пока ни к чему не привели. В связи с этим европейская сторона в начале апреля обратилась с жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО).

По правилам ВТО, перед тем, как передавать дело в третейский суд, сторонам даётся 60 дней для нахождения взаимоприемлемого решения. Консультации по этому вопросу начались в конце мая в Женеве. Есть ли в них прорыв, и каким будет итог, пока предсказать сложно, считают эксперты. Поскольку нельзя точно сказать какими соображениями руководствуется российская сторона: санитарными или политическими. Эксперт берлинского фонда "Наука и политика" Сьюзен Стюарт считает, что в запрете на ввоз в Россию свинины из ЕС проглядывает политика. Такое решение Москва приняла в конце февраля, когда Евросоюз начал наращивать свою поддержку киевскому Майдану.

Наблюдатели отмечают, что Россия активно использует практику торговых запретов в отношении стран, с которыми у неё возникли сложности. Так было с Грузией (запрет на поставки минеральной воды и вина), с Украиной (запрет на поставку кондитерских изделий), Литвой (запрет на поставку молочной продукции) и некоторых других стран. Приводится в пример и недавнее заявление Россельхознадзора, который предупредил Польшу о возможном введении запрета на поставки польских овощей и фруктов. В Варшаве, которая входит в ЕС и НАТО, а также поддерживает новую украинскую власть, это предупреждение расценили как давление.

В то же время у российской стороны есть поводы для беспокойства и из санитарных соображений, поскольку в Литве и Польше была зафиксирована африканская чума свиней (АЧС). Человеку эта болезнь не грозит, но для свиней она является смертельной. Если очаг заболевания обнаруживается в каком-либо регионе, то в нём проводится полная ликвидация животных. Эксперты считают нынешнюю эпизоотическую ситуацию самой сложной за последние сорок лет.

Однако в ЕС ожидали, что Россия запретит поставки свинины только из этих двух стран. Однако Москва запретила поставки живых свиней, свинины и другой сырой свинопродукции из всего Евросоюза. Позднее Россия ввела запрет на импорт в страну готовой мясной продукции из Польши и Литвы. Комиссар по торговле Европейской комиссии Карл де Гухт заявил, что такие ограничения непропорциональны и идут вразрез с правилами ВТО.

В ходе переговоров с российской стороной ЕС предложил снять запрет на импорт для стран Евросоюза, которые не граничат с Польшей и Литвой - так называемый принцип регионализации. Например, для Дании и Голландии. Об этом заявили в министерстве сельского хозяйства Германии, где также не отметили, что такого же принципа можно было бы придерживаться и в отношении немецких поставщиков. То есть разрешить поставки мяса из тех регионов, которые не граничат с Польшей.

Основные претензии российского ведомства к ЕС касаются регионализации - то есть к составлению перечня стран, в которых есть риск возникновения эпидемии. Как отмечал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, европейские службы должны включить в группу максимального риска как минимум Латвию, Польшу, Эстонию и Литву, а Нидерланды, Германию, Венгрию, Словакию и Румынию отнести к потенциально опасной зоне.

Однако, как заявляет Россельхознадзор, Евросоюз предложил схему, которая предусматривала лишь 30 километров ограничительной зоны. Глава ведомства Сергей Данкверт считает, что такое предложение было продиктовано исключительно экономическими интересами, поэтому с точки зрения обеспечения биологической безопасности не выдерживало никакой критики.

По мнению Россельхознадзора, европейские службы должны составить перечень стран, в которых есть риск возникновения эпидемии АЧС. В группу максимального риска должны быть включены Латвия, Польша, Эстония и Литва. А Голландию, Румынию, Словакию, Венгрию и Германию следует отнести к потенциально опасной зоне.

Спор на эту теме продолжается до сих пор. И возможно продлится ещё долго - вплоть до завершения кризиса на Украине.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости