ИА «Ореанда-Новости» ТАСС со ссылкой на пресс-службе Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН сообщил, что российскими учёными в честь научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» в экваториальной части Атлантического океана названа одна из глубочайших впадин. В ней исследователи обнаружили важные придонные течения. Сейчас название согласовывается в Международной океанографической комиссии.

Агентство проинформировало, что российскими учёными в центральной части Атлантики были обнаружены неизвестные ранее придонные течения, заполняющие впадины с глубиной от 7 километров. Средняя глубина впадин превышает 7,8 тыс. метров. Течения, проходящие по ним, переносят холодные воды в восточные районы океана и далее на север. Эти процессы во многом определяют температуру придонного слоя воды в северо-восточной части Атлантического океана и влияют на существование такого важного течения, как Гольфстрим.

Ведущий научный сотрудник лаборатории гидрологических процессов Института океанологии РАН Дмитрий Фрей, чьи слова приводятся в сообщении, заявил, что решение о имени для безымянной котловины в центре Атлантики были принято в связи с важностью влияния этих рельефов на протекание абиссальных (свыше 3 тыс. метров) вод, в свою очередь определяющих внутреннюю динамику большого района океана. В этом регионе Мирового океана российские учёные работали с начала 2000-х годов, изучая изменение абиссальных процессов. Согласно данным, отправленным в международную организацию, максимальная глубина Vavilov Deep, как назвали котловину, составляет 7062 метра. Сейчас завершается согласование названия в комиссии Генеральной батиметрической карты океанов (ГЕБКО, входящей в Международную океанографическую комиссию).

Дмитрий Фрей подчеркнул, что результата исследований невозможно было бы добиться без многочисленных экспедиций в этот район Атлантического океана, совершавшихся для детального изучения ландшафта морского дна. Подробная съёмка дна с учётом всех условий позволила составить модели наиболее вероятных придонных течений. Это определило выбор тех локаций морского дна, где могли быть наиболее интенсивные течения. В итоге программа завершилась успехом.

Как правило, выполнение любых гидрографических или иных работ в этой части Мирового океана связано с сильными течениями в поверхностных слоях. Судно постоянно сносит из-за мощного тока воды, поэтому приходится часто корректировать место положения корабля, чтобы попасть с исследовательским инструментарием в узкую полосу донного рельефа шириной в несколько сот метров на глубине пять километров, отметила заместитель директора Атлантического отделения Института океанологии Лейла Баширова, добавив, что подобную задачу может выполнить лишь слаженная работа экипажа и научного состава судна.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»