ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Октябрь стал прямо-таки "прорывным" месяцем на газовые соглашения между Россией и её западными партнёрами, что даёт надежду на форсирование строительства обоюдовыгодных газопроводов - "Северного" и "Южного потоков". Интригу добавил и Владимир Владимирович Путин, который на встрече со своим итальянским коллегой Сильвио Берлускони заявил, что сроки строительства газопровода "Южный поток" могут быть значительно сокращены. Причин своей уверенности в скором завершении строительства "Южного потока" Путин не озвучил.

Согласно проектной документации, "Южный поток" планируется запустить к 2013-му, но не позднее 2015 года, а первая линия "Северного потока" вступит в строй уже в 2011 году.

В последнее время переговоры по "Северному потоку" продвигаются не так быстро, как по "Южному". 20 октября Датское энергетическое агентство выдало компании Nord Stream AG разрешение на строительство газопровода на датском участке маршрута. Таким образом Дания стала первой из пяти стран (Россия, Финляндия, Германия, Швеция, Дания), кто выдал "Газпрому" все необходимые для реализации проекта документы. В качестве причин такого решения СМИ называют "определённый льготный режим" для датских инвестиций, обещанный Владимиром Путиным, а также увеличение поставок газа в Данию. С 2012 года датская сторона станет получать до двух миллиардов кубометров российского газа, контракт на поставки заключён на 18 лет.

Как ожидается, следующей должна "капитулировать" Финляндия, уже выдавшая экологическое заключение по проекту. Несмотря на то, что на газ из трубы она не рассчитывает, финская сторона заинтересована в поставках недорогого российского леса и, как ожидается, даст разрешение на строительство газопровода до конца октября - начала ноября текущего года. В конце ноября - начале декабря все необходимые документы Nord Stream получит от Росприроднадзора России, а в конце года - от Германии и Швеции. С последней ожидаются наиболее трудные переговоры.

Несмотря на очевидную выгоду Европы от поставок российского газа, потребность в котором составившая в 2005 году 314 млрд. куб. м, к 2025 году достигнет 509 млрд. куб. м, председательствующая с 1 июля 2009 года в ЕС Швеция всячески препятствует реализации проекта.

Соединяя крупнейшие в мире газовые месторождения с европейской газопроводной сетью, Nord Stream смог бы обеспечить до 25% дополнительных потребностей Евросоюза в дополнительном импорте газа, однако все эти планы натыкаются на заявления шведской стороны о тревоге за экологию Балтийского моря. Впрочем, не исключено, что если все европейские страны, по территории которых будет проложен "Северный поток", дадут разрешения, Швеция также даст ход строительству.

Ситуация с Южным потоком выглядит куда более прозрачней. 20 октября 2009 года Россия и Сербия подписали соглашение о строительстве "Южного потока", для чего будет создана совместная российско-сербская проектная компания South Stream Serbia. Ранее разрешение на строительство газопровода дала Турция, которая также позволила России вести на её территории геологоразведочные работы, необходимые в рамках реализации проекта. В январе 2009 года согласие на строительство газопровода дала Болгария.

"Южный поток" считается конкурентом европейского газопровода Nabucco, строительство которого планируется завершить к 2014 году. Стоимость европейского проекта оценивается в 7,9 млрд евро. Из каких источников будет производиться наполнение Nabucco, пока не ясно, как впрочем, и откуда будет качаться газ.

До недавнего времени Азербайджан считался единственной страной, которая сможет поставлять топливо для Nabucco, однако объёмов поставки газа этим государством не хватит для заполнения трубопровода. Кроме того, в середине сентября вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана Эльшад Насиров заявил, что страна может присоединиться к проекту газопровода из Туркмении через Узбекистан и Казахстан в Китай. Таким образом, Nabucco может и вовсе лишиться поставщиков.

В качестве других претендентов на поставку газа назывались Туркмения, Казахстан, Иран и Ирак. Иран стоит под большим вопросом из-за наложенных на него международных санкций. Туркмения и Казахстан большую часть добываемого газа продают России. Несмотря на заявления властей Туркмении о желании диверсифицировать поставки, конкретных решений пока не принято. Ирак - также не выход для европейцев. Построить многомиллиардный газопровод, а потом отправлять контингенты на его защиту не входит в интересы стран ЕС.

Nabucco не способен полностью заменить поставки газа из России, откуда ЕС импортирует до четверти всего потребляемого газа. Его пропускная способность составляет лишь около 5% всего потребления газа странами Европы. В 2008 году общее потребление газа 22 странами Европы и Турцией составило около 520 млрд кубометров. Из этого объёма "Газпром" поставил 158,8 млрд кубометров. Сейчас Италия зависит от поставок "Газпрома" на 30%, Турция - на 66%, а Германия - на 43%.

Впрочем, и у "Южного потока" есть свои проблемы, которые придётся решать в скором времени. Одна из них - финансирование. Пока сметная стоимость определена в 15-20 млрд евро. Аналитик компании East European Gas Analysis Михаил Корчёмкин замечает, что Газпром и его партнёры должны построить 11,8 тыс. км новых газовых магистралей, более половины из которых будут пролегать по территории России. По его словам, затраты на "Южный поток" от российского берега до Италии и Австрии составят примерно 30 млрд долларов, половину из которых оплатит Газпром. Но это не всё. Потребуется ещё 22-25 млрд долларов на сооружение газопроводной системы от Бованенково (Ямало-Ненецкий автономный округ) до Чёрного моря. С учётом 6 млрд долларов на участие в строительстве Прикаспийского газопровода, а без него газа для "Южного потока" может просто не хватить, вся эта затея обойдётся Газпрому, по самым скромным подсчётам, в 46 млрд долларов. И это лишь первоначальные сметы.

Кроме того, добыча газа в России имеет устойчивую тенденцию к падению и без разработки новых месторождений сложно будет уже в 2014 г. выполнять экспортные обязательства. А на освоение новых месторождений в высоких северных широтах Газпрому нужно гораздо больше средств. И в условиях кризиса найти их будет не так то просто.

Таким образом, Европе, чтобы обезопасить себя, необходимы оба проекта. Но и здесь не всё гладко. Конкуренция "Южного потока" и "Nabucco" удивительна по своей природе: она основывается не на борьбе за рынки сбыта, а на борьбе за поставщиков. Одно это заставляет говорить о том, что она носит не экономический, а геополитический характер. Так что вопрос экономической целесообразности перед этими проектами изначально не ставился. Но рано или поздно его всё равно придётся решать, хотя бы на уровне серьёзного анализа реальных рынков сбыта.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Новая концепция ПРО: шило на мыло?

Культурный ноябрь – детям

Осторожно, скимминг! Криминал осваивает новые "специальности"

Охота на чиновников. Часть 3 – Чечня