ОРЕАНДА-НОВОСТИ. События последних недель всё более отчётливо указывают на то, что в ситуации вокруг ядерной программы Ирана вопрос стоит уже не о том, нанесёт ли Израиль с союзниками удары по Тегерану, а когда начнётся эта неудобная для многих война.

В понедельник, после заседания Совбеза ООН, прошли переговоры главы Госдепа США Хиллари Клинтон и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, на которых она передала своему российскому коллеге мнение, что "последний шанс" урегулировать проблему мирным путём будет дан Ирану в ходе встречи шестёрки в апреле. То есть, госсекретарь недвусмысленно дала понять, что США уже вовсю готовятся к войне. Тем самым вялотекущая эпопея вокруг разработки Ираном ядерного оружия может закончиться именно так, как того и следовало ожидать.

Ситуация вокруг иранской программы развивалась долго и затрагивает прямым или косвенным образом множество стран. Главной заинтересованной стороной в возможном будущем конфликте выступит Израиль, который более или менее приноровился к борьбе с палестинскими боевиками, однако вряд ли будет рад ядерному удару по своей территории со стороны Ирана. Не менее заинтересованы в новой войне и арабские монархии, во главе с Саудовской Аравией, которые давно и открыто противостоят шиитскому режиму аятоллы Хаменеи.

Не так давно обозначил свои преференции и Азербайджан, арестовав более 20 человек по обвинению в работе на иранские спецслужбы с целью терактов против израильских и еврейских объектов.

Более того, даже Сирия будет отчасти рада подобному развитию событий. Как и ожидалось, пик накала противостояния России и Запада вокруг Дамаска прошёл, и не в последнюю очередь потому, что в случае атаки на Иран, Израиль и его союзники не готовы одновременно вести боевые действия ещё и в Сирии.

Косвенным образом ситуация затрагивает и Россию. В случае уничтожения большинства ядерных, а стоит полагать и других промышленных объектов на территории Исламской Республики Иран, несколько ослабеет желание США развернуть в Европе систему ПРО, которая, по заявлениям Вашингтона, как раз и предусматривала защиту от возможных ударов со стороны Тегерана. Не стоит забывать и о цене на нефть, которая неизбежно вырастет на фоне снижения её добычи одним из ведущих мировых экспортёров. В условиях бюджетного дефицита, с которым столкнулась Москва, подобно развитие событий выглядит не лучшим образом.

Тем не менее, терять очередного партнёра на Ближнем Востоке и многомиллиардные контракты - перспектива малоприятная. К тому же, после поражения Ирана, откроется прямая дорога в Дамаск, который, хоть и получит передышку, но вряд ли сойдёт с дистанции "революционных переворотов". Гораздо более важно для Москвы сохранить своё лицо, как одного из основных сторонников переговорного решения проблемы и главного защитника мирного характера исследований, проводимых в ядерном центре Парчин.

Тем не менее, надо понимать, что от позиции всех вышеперечисленных участников сложившейся ситуации зависит далеко не всё. Главный союзник Израиля в возможном грядущем конфликте - США. И у этого союзника, судя по всему ещё остаются сомнения. С одной стороны, Израиль грозится начать войну без поддержки Пентагона. Однако эксперты склонны считать, что мощи армии Тель-Авива может не хватить, чтобы уничтожить ядерные объекты Ирана, спрятанные глубоко под землёй. С другой стороны осенью Бараку Обаме предстоят выборы. Мало того, что рейтинг действующего президента качается вокруг 50-процентного рубежа, так ещё и соратники по партии не могут окончательно определиться с основным кандидатом.

В этой связи на Белый дом могут оказать влияние несколько факторов. Во-первых, израильтяне едва не открытым текстом намекают на влиятельную еврейскую диаспору в США, без поддержки и финансов которой Обаме будет сложно сохранить столичную прописку. На другой чаше весов общественное мнение, которое прекрасно помнит фиктивное оружие массового уничтожение Саддама. Кроме того, затянувшаяся афганская кампания создаёт дополнительный негативный фон. В итоге, по данным  World Public Opinion, 69% американцев полагают, что США вместе с союзниками следует продолжать дипломатическое давление на Тегеран, с тем, чтобы он отказался от своих ядерных программ. Даже среди сторонников Республиканской партии, большинство - 58% выступают против участия США в военном конфликте.

Единственной страной, у которой не осталось никаких иллюзий и сомнений по поводу собственного будущего - это Иран. Увеличив военный бюджет на этот финансовый год в два раза, Тегеран собирается с силами и, даже если и не собирался изготавливать ядерное оружие, теперь очень сильно над этим задумается.

Александр Волков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Отток капитала из России: а все бегут, бегут, бегут

Аэропорты России: нужен срочный ремонт

Премия за взлом: студент из Тюмени заставил Google раскошелиться