ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На днях стало известно, что правительство западно-индийского штата Махараштра позволило сотрудникам лесной охраны стрелять в людей, охотящихся на тигров, слонов и других диких животных. Такие суровые меры принимаются властями, чтобы остановить снижение популяции редких зверей, которые широко используются в китайской народной медицине и уже реально стоят на грани уничтожения.

Возможно, кому-то подобные меры покажутся суровыми, однако, как показывает практика других стран, никакие штрафы и угрозы тюремным заключением не способны остановить людей от желания получить лёгкую наживу из жёсткой, а порой и жестокой эксплуатации окружающей среды.

Каждая страна устанавливает законы по-своему и в зависимости от наличия тех или иных видов растений и животных на своей территории. К слову, в Европе, где, в связи с давней историей использования человеком земель и лесов по своему усмотрению, уничтожаемыми видами могут порой стать и простые зайцы, наказания серьёзны даже за рыбалку без разрешения. Штрафы доходят до нескольких тысяч евро за каждую рыбёшку. Несанкционированная охота, так и вовсе подсудное дело.

Некоторые решения могут показаться нам даже курьёзными. Год назад в шведском городке Евле была арестована женщина, которая принесла домой из леса ёжика. Так ей за такое безобидное по российским меркам дело грозит многотысячный штраф, и даже реальное тюремное заключение. Однако надо понимать, что именно такой подход позволяет сохранить природу.

К слову, никакие меры не помогают остановить уничтожение слонов и носорогов в Африке. Даже, несмотря  на полный запрет торговли изделиями из костей животных, бесконечные саванны помогают укрыться многочисленным браконьерам от патрулей местных сил безопасности. В Западной и Центральной Африке слонов уже полностью истребили. Основной поборник отказа от отстрела слонов - Кения, в отличие от многих африканских стран, ввела уголовное наказание за охоту на всех диких животных, что, правда пока не может остановить уменьшение их популяции.

Ещё более жёсткие наказания за браконьерство в Иране, который и без того славится не самым гуманным отношением к преступникам. Порядка 5 лет назад Тегеран принял решение ввести государственную монополию на лов осетровых. Эта мера была вызвана резким сокращением численности рыбы в Каспийском море. Нарушителей ждёт потеря пальца, затем руки, а в случае очередного рецидива и жизни. Такой подход дал свои плоды - поголовье рыбы постепенно восстанавливается, и сейчас Иран - единственная страна в мире, которой позволено экспортировать чёрную икру из осетра, выловленного в Каспии. В год удаётся продать до 50 тонн этого деликатеса.

В России, где природные богатства считаются многими неисчерпаемыми, законодательство относится к аналогичным нарушениям вполне лояльно. Получить реальный тюремный срок, даже за убийство амурского тигра, которых осталось в мире около 200 особей, практически нереально. К примеру, за одного такого хищника придётся заплатить штраф в размере приблизительно 500 тысяч рублей.

Той же чёрной икры в год в России незаконно добывается в год до 1,5 тысяч тонн. Однако закон об обороте осетровых рыб уже третий год обсуждается в Госдуме и ждёт своего часа. По данным международных исследователей, вскоре такие рыбы и вовсе перестанут водиться у берегов Астрахани, что по-своему тоже неплохо - отпадёт необходимость в законе.

Широко распространён у нас и еще один вид браконьерства - незаконная вырубка лесов. Российские надзорные ведомства оценивают ущерб в 1,5 миллиона кубометров в год. Неофициально называется цифра в 20 миллионов. Причина проста - ловят в основном одиночек, которые рубят для себя. Незаконные промышленные лесозаготовки остаются незамеченными.

Огромных масштабов достигли они, в частности, в Карелии, откуда древесина идёт на экспорт. Примечательно, что для сохранения российских лесов гораздо больше сделано европейцами, которые ужесточают наказание за покупку незаконно вырубленного леса.

Исключительно их усилий, правда, недостаточно. Нам же остаётся ждать того времени, когда потребление ресурсов у нас в стране станет на втором месте после поддержания их в надлежащем состоянии и надеяться, что не иссякнет земля русская.

Александр Волков, Ореанда-Новости